Крымские татары в узбекистане

Депортация крымских татар в вопросах и ответах – ЖеЖ – медиаплатформа МирТесен

Крымские татары в узбекистане

Взято с сайта BBCНекоторые факты намеренно преувеличены или искажены

18-20 мая 1944 года в Крыму бойцы НКВД по приказу из Москвы согнали в железнодорожные вагоны почти все крымскотатарское население и отправили в Узбекистан в 70 эшелонах.

Это принудительное выселение татар, которых советская власть обвинила в сотрудничестве с нацистами, стало одной из наиболее быстро проведенных депортаций в истории человечества.

Украинская служба Би-би-си подготовила справку о том, как происходила депортация и как крымские татары жили после нее.

Как татары жили в Крыму до депортации?

После создания СССР в 1922 году Москва признала крымских татар коренным населением Крымской АССР в рамках политики коренизации.

В 1920-х годах татарам позволяли развивать свою культуру. В Крыму были крымскотатарские газеты, журналы, образовательные учреждения, работали музеи, библиотеки и театры.

Крымскотатарский язык вместе с русским был официальным языком автономии. Им пользовались более 140 сельских советов.

В 1920-1930-х годах татары составляли 25-30% от всего населения.

Однако в 1930-х советская политика в отношении татар, как и в отношении других национальностей СССР, стала репрессивной. Сначала было раскулачивание и выселение татар на север России и за Урал. Затем насильственная коллективизация и голодомор 1932-33 годов. А следом – чистки интеллигенции в 1937-38 годах.

Image copyrightImage captionКрымскотатарский государственный ансамбль “Хайтарма”. Москва, 1935 год

Это настроило многих крымских татар против советской власти.

Когда произошла депортация?

Основная фаза насильственного переселения произошла в течение неполных трех суток, начавшись на рассвете 18 мая 1944 и закончившись в 16:00 20 мая. Всего из Крыма депортировали 238,5 тыс человек – почти все крымскотатарское население.

Для этого НКВД привлек более 32 тыс силовиков.

Что стало причиной депортации?

Официальной причиной насильственного переселения стало обвинение всего крымскотатарского народа в государственной измене, “массовом уничтожении советских людей” и коллаборационизме – сотрудничестве с нацистскими оккупантами.

Такие аргументы содержались в решении Госкомитета обороны о депортации, которое появилось за неделю до ее начала.

Однако историки называют другие, неофициальные причины переселения.

Среди них – тот факт, что крымские татары исторически имели тесные связи с Турцией, которую СССР в то время рассматривал как потенциального соперника.

В планах Союза Крым был стратегическим плацдармом на случай возможного конфликта с этой страной, и Сталин хотел перестраховаться от возможных саботажников и предателей, которыми он считал татар.

В пользу этой теории свидетельствует тот факт, что из прилегающих к Турции кавказских районов переселяли и другие мусульманские этносы: чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев.

Действительно ли некоторые татары поддерживали нацистов?

По разным источникам, в антисоветских боевых отрядах, сформированных немецкими властями, служили от 9 до 20 тыс крымских татар, пишет историк Дж. Отто Пол. Некоторые из них стремились защитить свои деревни от советских партизан, которые, по свидетельству самих татар, часто преследовали их по национальному признаку.

Другие татары присоединились к немецким отрядам из-за того, что попали в плен к нацистам и хотели облегчить нечеловеческие условия пребывания в лагерях для военнопленных в Симферополе и Николаеве.

В то же время 15% взрослого мужского крымскотатарского населения воевали на стороне Красной армии. Во время депортации их демобилизовали и отправили в трудовые лагеря Сибири и Урала.

В мае 1944-го большинство из тех, кто служил в немецких отрядах, отступили в Германию. Под депортацию попали преимущественно жены и дети, оставшиеся на полуострове.

Как происходило насильственное переселение?

Image copyrightHATIRA.RUImage captionСупруги на Урале, 1953 год

Служащие НКВД заходили в татарские дома и объявляли хозяевам, что из-за измены родине их выселяют из Крыма.

Чтобы собрать вещи, давали 15-20 минут. Официально каждая семья имела право взять с собой до 500 кг багажа, однако реально позволяли забрать значительно меньше, а иногда – вообще ничего.

Людей грузовыми автомобилями отвозили на железнодорожные станции. Оттуда на восток отправили почти 70 эшелонов с наглухо закрытыми товарными вагонами, которые были переполнены людьми.

Во время переезда погибли около 8 тыс человек, большинство из которых – дети и пожилые люди. Самые распространенные причины смерти – жажда и тиф.

Некоторые люди, не выдержав страданий, сходили с ума.

Все имущество, оставшееся в Крыму после татар, государство присвоило себе.

Куда депортировали татар?

Большинство татар отправили в Узбекистан и соседние с ним районы Казахстана и Таджикистана.

Небольшие группы людей попали в Марийскую АССР, на Урал и в Костромскую область России.

Какие были последствия депортации для татар?

За первые три года после переселения от голода, истощения и болезней умерли, по разным оценкам, от 20 до 46% всех депортированных.

Среди умерших за первый год почти половина – дети до 16 лет.

Image copyrightMEMORY.GOV.UAImage captionМарийская АССР. Бригада на лесоповале. 1950 год

Из-за нехватки чистой воды, плохой гигиены и отсутствия медицинской помощи среди депортированных распространялись малярия, желтая лихорадка, дизентерия и другие болезни. Новоприбывшие не имели естественного иммунитета против многих местных недугов.

Какой статус они имели в Узбекистане?

Подавляющее большинство крымских татар перевезли в так называемые спецпоселения – окруженные военизированной охраной, блокпостами и огражденные колючей проволокой территории, скорее напоминавшие трудовые лагеря, а не поселения мирных людей.

Приезжие были дешевой рабочей силой, и их использовали для работы в колхозах, совхозах и на промышленных предприятиях. В Узбекистане они обрабатывали хлопковые поля, работали в шахтах, на строительстве, заводах и фабриках. Среди самых тяжелых работ было строительство Фархадской ГЭС.

В 1948 году Москва признала крымских татар пожизненными переселенцами. Тем, кто без разрешения НКВД выходил за пределы своего спецпоселения, например, чтобы навестить родственников, грозило 20-летнее заключение. Такие случаи были.

Еще до депортации пропаганда разжигала среди местных жителей ненависть к крымским татарам, клеймя их как предателей и врагов народа.

Image copyrightHATIRA.RUImage captionАлиме Ильясова (справа) с подругой, имя которой неизвестно. Начало 1940-х годов

Как пишет историк Грета Линн Углинг, узбекам рассказывали, что к ним едут “циклопы” и “каннибалы”, и советовали держаться подальше от пришельцев. После депортации некоторые местные жители ощупывали головы приезжим, чтобы проверить, не растут ли на них рога.

Позже, узнав, что крымские татары одной с ними веры, узбеки были удивлены.

Дети переселенцев могли получить образование на русском или узбекском языке, но не на крымскотатарском. До 1957 года были запрещены любые публикации на этом языке. Из Большой советской энциклопедии (БСЭ) изъяли статью о крымских татарах. Эту национальность также запретили вписывать в паспорт.

Что изменилось в Крыму без татар?

После выселения с полуострова татар, а также греков, болгар и немцев в июне 1945 года Крым перестал быть автономной республикой и стал областью в составе РСФСР.

Южные районы Крыма, где раньше жили преимущественно крымские татары, опустели. Например, по официальным данным, в Алуштинском районе осталось только 2,6 тыс жителей, а в Балаклавском – 2,2 тыс. Впоследствии сюда начали переселять людей из Украины и России.

На полуострове провели “топонимические репрессии” – большинство городов, сел, гор и рек, которые имели крымскотатарские, греческие или немецкие названия, получили новые, русские имена. Среди исключений – Бахчисарай, Джанкой, Ишунь, Саки и Судак.

Советская власть уничтожала татарские памятники, сжигала рукописи и книги, в том числе тома Ленина и Маркса, переведенные на крымскотатарский. В мечетях открывали кинотеатры и магазины.

Когда татарам разрешили вернуться в Крым?

Режим спецпоселений для татар просуществовал до эпохи хрущевской десталинизации – второй половины 1950-х. Тогда советское правительство смягчило для них условия жизни, но не сняло обвинения в государственной измене.

В течение 1950-х и 1960-х годов татары боролись за свое право вернуться на историческую родину, в том числе с помощью демонстраций в узбекских городах. В 1968 году поводом для одной из таких акций стал день рождения Ленина. Власти ответили силой и разогнали митинг.

Постепенно крымским татарам удалось добиться расширения своих прав, однако неформальный, но от этого не менее строгий запрет на их возвращение в Крым действовал до 1989 года.

Image copyrightHATIRA.RUImage captionОсман Ибриш с женой Алиме. Поселение Кибрай, Узбекистан, 1971 год

Новым вызовом для крымских татар стала аннексия Крыма Россией в марте 2014 года. Некоторые из них под давлением преследований покинул полуостров. Другим российские власти сами запретили въезд в Крым, в том числе лидерам этого народа Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову.

Имеет ли депортация признаки геноцида?

Некоторые исследователи и диссиденты считают, что депортация татар соответствует определению геноцида, принятому в ООН. Они утверждают, что советское правительство намеревалось уничтожить крымских татар как этническую группу и целенаправленно шло к этой цели.

В 2006 году курултай крымскотатарского народа обратился к Верховной Раде с просьбой признать депортацию геноцидом.

Несмотря на это, в большинстве исторических трудов и дипломатических документов принудительное переселение крымских татар сейчас называют депортацией, а не геноцидом.

В Советском Союзе употребляли термин “переселение”.

За четыре последующих года на полуостров вернулась половина всех крымских татар, живших тогда в СССР – 250 тыс человек.

Возвращение в Крым коренного населения было сложным и сопровождалось земельными конфликтами с местными жителями, которые успели освоиться на новой земле. Больших противостояний все же удалось избежать.

Крымские татары — жизнь прекрасного народа

Крымские татары в узбекистане

Крымские татары сформировались как тюркский народ с исламской религией и в настоящий момент в основном проживают на полуострове Крым. Формирование народа длилось несколько веков. По разным оценкам, в общей сложности становление заняло от 10 до 12 веков. Крымских татар отличает уникальная и самобытная культура, приверженность традициям и особый семейный уклад.

Название

Феномен происхождения названия «крымские татары» связан с широкой распространенностью этнонима. Так как народ считается тюркским, то, по устоявшейся традиции, его относили к татарам, как и почти всех тюрков во времена Российской империи. Крымские татары определяют себя как «крымцы» («крымтатары»), хотя иногда пользуются устоявшимся этнонимом.

История

Специалисты предполагают, что история крымских татар началась с 1233 года, когда на территорию полуострова пришли золотоордынцы. Споры о том, насколько современные потомки близки к своим далеким предкам, продолжаются до сих пор.

В 1944 году народ пережил депортацию. Примерно 240 тысяч человек были массово высланы из Крыма. Основной причиной было обвинение в измене СССР и сотрудничество с фашисткой Германией. Из-за депортации погибли тысячи людей.

Ее пагубные последствия сказываются даже на жизни современных крымских татар.

Религия

Главной религией народа признан ислам. Одним из первых эту религию нес в массы Малик Аштер. Считается, что миссионер был близок самому пророку Мухаммеду.

Исламская доктрина оказала большое влияние не только на жизнь, но и военное дело крымских татар. Даже во время походов воины следовали ритуалам, молились и соблюдали предписания Корана.

Первой религиозной постройкой (1262 год) является мечеть в Солхате, который теперь называют Старым Крымом.

Традиции

Главной традицией у крымских татар является ритуал гостеприимства. Если гость является желанным, то ему обязательно преподнесут чай. О намерении вести долгую беседу свидетельствует малая порция.

Чем больше чая гостю наливают, тем меньше с ним хотят разговаривать. Поэтому, если чай налили до краев, значит беседа должна быть короткой. После трапезы старший в доме читает молитву.

Только после нее можно вставать из-за стола.

У крымских татар был обряд «хна геджеси» — ночь хны, когда невесте красили волосы, красили части тела. Это имело и гигиеническую основу, потому что хна обеззараживала руки, ноги, ногти, где могла бы быть какая-то зараза.
Хной рисовали важные знаки.

Например, знак, который можно увидеть на килимах, — ромб с точкой внутри, рисовали невесте на правой руке. На левой руке рисовали круг — это тоже женский знак, означающий плод, точка внутри — это семя. Сейчас есть мода на мехенди, которая пришла из Индии, из Европы.

Но многие крымские татары против нее, ведь у них есть богатая орнаментальная палитра, поэтому к чужим традициям зрелое поколение относится скептически.

Свадьба

Свадебный обряд имеет важное значение в жизни крымского татарина. Подготовка к такому мероприятию проводится особо тщательно. На нем должно присутствовать как можно больше родственников. Даже на роль официантов отбирают мужчин, близких к семье жениха и невесты.

Привычного в понимании россиянина или украинца тамады на торжестве нет. Его заменяет руководитель — агьас. Согласно обряду, жених и невеста должны приехать в дом вечером. Их обязательно сопровождают друзья и родственники.

Сначала пара проходит в комнату, где их угощают сладостями, затем им надлежит отдохнуть. Руководитель согласовывает свадьбу с отцом девушки. На свадьбе гости выходят по очереди, каждый преподносит подарок. Если свадебный обряд должен проводиться на стороне жениха, то за невестой едут его родственники.

На свадьбу опаздывать ни в коем случае нельзя, поэтому время подгадывают заранее. Приданое семье невесты привозят за несколько дней до начала церемонии и держат в отдельной комнате. Со стороны семьи невесты младший сын обязан доставить Коран жениху, пока девушка получает благословение от родителей.

Невесте дарят пояс-кушак, а к автомобилю, на котором она поедет к будущему мужу, привязывают длинную белую нить.

Когда невеста прибывает к дому жениха, младший сын из ее семьи (или мальчик из семьи друзей) преподносит Коран матери жениха. Та в свою очередь должна дать поощрение. Невесту сопровождает маленькая процессия, посыпающая ее платье монетами, конфетами и зерном.

Праздники

Крымские татары отмечают несколько праздников, в том числе Новый год. Так называемый Йыл Геджеси отмечают 22 декабря. Считается, что именно этот день является началом зимы. На праздник готовят пирог с мясом и рисом. В центр помещают некрашеное яйцо. Вместе с пирогом подают халву.Яйцо нужно немного смазать сажей, оставшейся в казане.

Как только на улице стемнеет, мальчишки выворачивают шубы наизнанку, накидывают их и бегают по дому. Довольно забавно выглядят их просьбы угостить сладостями. Мальчишки кричат, что если их угостят, то у дарующего обязательно родится мальчик, а если он откажет, то «плешивая дочь». Девушки на Новый год устраивают колядование, а юноши дарят понравившимся девушкам маленькие угольки.

Взяв уголек, девушка соглашается на сватовство.

Одним из древнейших праздников является Наврез. Праздник отмечают в честь начала хозяйственного года.

К его наступлению нужно прибраться в доме, подготовиться к пахоте, сделать маски, сварить и покрасить яиц. Хозяйки выпекают печенье в виде рогов барашков, а дети прыгают через костер.

Детвора наряжается в костюмы коз, стучится в окна и поздравляет с Наврезом. Хозяева домов должны одаривать детей сладостями

Внешность

Этнографы, посетившие поселения крымских татар в 19 веке, отмечали, что лица людей имеют «хороший» цвет, правильные нос и рот. Брови и ресницы черные, при этом отсутствует скуластость и «широкость».

Жители степей имели невысокий рост, отличались сутулостью, узкими глазами, небольшим носом, редкой бородой и черными как смоль волосами. Обитатели гор, в противоположность степным, были высокими, крепкими и стройными.

Лица их были продолговаты, а волосы густые.

Одежда

Орнаменты вышивки, ткачества у крымских татар удивительные, и их очень много. Восточный мотив в одежде народа всегда был главным. Люди из высших сословий носили наряды из бархата, украшенные драгоценными камнями и серебром.

Золото татары считают плохим металлом, якобы в нем может жить шайтан, способный погубить человека. Однако солнечный блеск всегда в почете, поэтому элементы могли покрывать позолотой.Крымские татары уделяют цветам большое внимание.

Белый считается цветом счастья, а черный символизирует траур. Золотистый и желтый означают богатство, процветание, чистоту духа и тела. С ними традиционно связывают солнце.

Красный цвет дает защиту, а розовый обычно использовался для пошива женской одежды, и носили ее незамужние девушки. Замужним же нужно носить одежду зеленого или синего цветов.

Тюбетейка — популярный мужской головной убор. Но сейчас на улице его редко увидишь. Шапочка давно уже перешла в разряд сувенирной продукции. Бархатную тюбетейку, богато расшитую бисером или канителью, найти совсем нетрудно. Своим брендом татары гордятся и продают на праздничных ярмарках.

В старину шерстяные нити окрашивали отварами корней, листьев или цветов растений, произрастающих в Крыму.

Праздничные наряды крымских татар вышивали и выкладывали орнамент золотыми и серебряными нитями (сырма, сом сырма).
В дни траура в доме умершего носили темную одежду (къаралар киелер). Однако в некоторых районах Крыма траурным считали белый цвет.

Еда

Кухня крымских татар уникальна, поскольку включает традиции украинской, греческой, турецкой, русской, итальянской и российской кухонь. Южане предпочитают овощные блюда, рыбу, фрукты. Степные жители употребляют молочные продукты, много мяса. Культура питания крымских татар начала формироваться еще в древние времена.

Людям было необходимо есть сытную пищу, чтобы выживать в горах. Благодаря этому родилось множество рецептов для заготовки мяса: копчение, сушка, засаливание.
Особое место занимают и мучные изделия. Для их изготовления используют дрожжевое тесто. Хлеб воспринимается крымскими татарами как священный продукт.

Сладкая выпечка обожаема детьми и взрослыми. Одна из примечательных особенностей сладостей у местного населения — мясная начинка (например, мясо используется для приготовления катламы). Популярными блюдами остаются чебуреки, различные пловы, пироги. Помимо баранины, крымские татары используют индейку, конину.

Из напитков употребляют кофе, бузу, кобылье молоко и айран.

Жилище

Крымские татары живут в традиционных постройках, которые делятся на 4 типа:

  • бахчисарайские дома;
  • деревенские бахчисарайские дома;
  • степные дома Симферополя;
  • южнобережные дома.

Для бахчисарайского дома характерно корпусное деление. Несколько корпусов образуют единый дом, причем корпуса могут быть соединены калитками. Возле таких домов принято создавать сады для выращивания винограда и фруктовых деревьев. Домики строятся из натурального камня, имеют прямоугольную форму. В качестве цемента используется глина.

Деревенские дома строят из дубовых досок, реже из сруба. Фундамент возводят из камня, свод крыши представляет собой обтесанные брусья. Дома, расположенные в степных районах Симферополя, характеризуются наличием пустых дворов, огороженных маленькими заборами. Крыши в таких домах двухскатная, а основным строительным материалом служит кирпич.

Другая особенность — наличие хлева.

Южнобережные дома схожи с кавказскими, имеют такое же расположение комнат, строятся крестовидно, будто один на другом.

Характер

  1. Крымские татары очень спокойные люди и равнодушные к суете. Одновременно они могут часами неустанно вести беседы и проявлять любопытство к каждой мелочи. В работе проявляют усердие, сосредотачиваются на деле, не желая отвлекаться на мелочи.
  2. Всем татарам свойственно делать важный вид, особенно в общественных местах.

    При этом они остаются довольно скромны.

  3. В отношении жилья люди очень трепетны. Стараются сохранять чистоту и беречь каждую вещь.
  4. Большое влияние на характер и жизненный уклад оказывает Коран, требуя соблюдения важных правил.
  5. К великодушию крымский татарин отнесется соответственно.

    Здешний народ считает, что ко всякому, чей хлеб ты ел, нужно относиться с особым почтением.

  6. Людей, которые кажутся странными, крымские татары стремятся избегать.

Последние десятки лет негативно сказались на жизни населения, которое пережило массовую депортацию.

Многие озабочены сохранением и восстановлением культуры народа, но тем не менее проявляют живой интерес к приезжим, стремясь узнать как можно больше о культуре гостя.

В видеоролике демонстрируется неповторимый по красоте национальный танец Хайтарма.

С 8 по 20 мая 1944 года в ходе спецоперации НКВД-НКГБ из Крыма в Среднюю Азию, Сибирь и Урал были депортированы все крымские татары (по официальным данным – 194 111 человек). В 2004-2011 годах Специальная комиссия Курултая проводила общенародную акцию “Унутма” (“Помни”), во время которой собрала около 950 воспоминаний очевидцев депортации.

Крым.Реалии публикуют историю семьи Муслимовых, которые после выселения смогли вернуться на родину.

Рефат Муслимов и Мусфире Керимова родились с разницей в один год и один день. В их историях – судьба целого поколения крымских татар, людей, на долю которых выпали самые тяжелые испытания: война, депортация, борьба за возвращение на историческую родину в Крым.

“Вставайте, дети! На улице солдаты!”

Рефат Муслимов родился 1 мая 1932 года в селении Къоз Судакского района Крымской АССР. Его отец умер спустя полгода после его рождения. Рефата и двух его братьев вырастила и воспитала мама.

Как и все пережившие трагедию депортации 1944 года, Рефат навсегда запомнил этот день.

“18 мая рано утром в селе началась суматоха. Мама вышла подоить коз и тут же вернулась: “Вставайте, дети! На улице солдаты!” На пороге нашего дома появился офицер с двумя рядовыми и объявил: “По указанию Верховного главнокомандующего вас выселяют из Крыма. 15 минут на сборы, что можете с собой прихватить – берите”, – рассказывал Рефат.

Рефат Муслимов с мамой, 1949 год. Фото из семейного архива

В 10 утра их погрузили в машины и повезли в Феодосию. Крымскотатарские деревни, которые они проезжали – Сувукъсу, Эльбузлы, – были уже пусты. Во дворах мычали коровы, выли собаки.

На железнодорожном вокзале в Феодосии согнанных сюда из близлежащих селений крымских татар затолкали в вагоны для скота. Впереди был долгий путь в Узбекистан.

“Где стоите, там и справляйте нужду”

В этот же день 18 мая 1944 года, совсем неподалеку, из керченской деревни Палапан, выселяли 11-летнюю Мусфире с семьей и ее соотечественниками – крымскими татарами.

Мусфире Керимова родилась 2 мая 1933 года в деревне Салын Маяк-Салынского района Крымской АССР. В семье помимо нее было две сестры и брат. Ее отец Керим Девлетшаев еще в 1920-х вступил в партию, участвовал в создании колхозов по всему Керченскому полуострову.

“Около 4 часов утра в дверь сильно постучали. Зашел офицер с солдатами, посмотрел на часы, дал на сборы 15 минут и приказал всем выйти на улицу. Сказал, чтобы еды взяли с собой на неделю.

Отец и брат успели кое-что из продуктов взять в дорогу. Мы думали, что нас всех ведут на расстрел, все плачем.

В десяти метрах от нашего дома стоял пулемет, солдат сказал: “Если пошевелитесь – расстреляю”, – вспоминала Мусфире.

Мусфире Керимова, 1958 год. Фото из семейного архива

Советские солдаты даже не дали им одеться. Дети стояли в нижнем белье, лишь успев сверху накинуть пальто. Они захотели в туалет, но солдаты не разрешили: “Где стоите, там и справляйте нужду”.

На восемь-десять семей крымских татар дали одну повозку. На нее посадили старенькую бабушку с четырьмя маленькими внуками. Ее сын воевал, а невестка поехала на станцию Семь Колодезей узнать о муже. Старушка успела взять с собой в дорогу только сковородку с хамсой, больше ничего – ни еды, ни одежды. Так и сидела, обняв детей и сковородку.

Остальные шли за повозкой в деревню Аджи-Эли. Там собрали крымских татар из нескольких сел Керченского полуострова. Безоружные люди находились в оцеплении советских солдат, ожидая своей участи.

Только к обеду подъехали машины, их погрузили и повезли на станцию Ташлы-Яр. Стояли шум, плач. Солдаты заталкивали людей в вагоны для скота. Наконец, поехали.

Когда проезжали Сиваш, старшие, увидев его в маленькое зарешеченное окошко, плакали и кричали: “Прощай, родной наш Крым! Увидим ли тебя еще?!” Старшие говорили детям: “Смотрите, дети, мы через Сиваш – ворота Крыма – проезжаем. Никогда не забывайте свою родину – Крым!”

Изнурительная дорога заняла 20 дней. Каждую ночь умерших от голода и болезней собирали солдаты, обещая, что похоронят. На самом деле мертвых сбрасывали в реки или оставляли в степи.

Узбекистан

Семья Муслимовых оказалась в Узбекистане – в городе Каттакурган Самаркандской области. По прибытии их ожидали “покупатели” рабочей силы, съехавшиеся из соседних колхозов. Однако среди прибывших трудоспособных почти не было – лишь изможденные старики, женщины и дети.

Несмотря на ужасное состояние людей, их погнали пешком за 25 километров в колхоз имени Ахунбабаева Карадарьинского района. Разместили в сараях – по 11-12 человек. На следующий день пришел председатель колхоза с плеткой и всех погнал на работу на хлопковые поля.

В семье Муслимовых первым умер дедушка Сеитосман, затем дядя Сейтмамут и тетя Эдие.

“Мой покойный дед сказал: “Я тут не останусь, вернусь, хоть и пешком, в свой родной Крым”. Через шесть дней он умер. Еще через 15 дней умер дядя. Они не знали, как и где их хоронить. Выкопали яму и похоронили. А утром увидели, что шакалы вытащили тело”, – рассказывал Рефат Муслимов.

Он вспоминал, что большинство людей погибло сразу. “Началась дизентерия – мы пили грязную воду из арыков и луж. Пять лет я болел малярией, потом тиф, желтуха, пережил очень много болезней. Делали уколы как будто от малярии, но после этих уколов все умирали. Только благодаря Всевышнему я остался жив. Люди голодали, условия были ужасные. Многие умирали со словом “Ватан” (Родина) на устах”.

“Могли убить из-за двух абрикосов”

Мусфире с родными направили на рудник Лянгар Хатырчинского района, где добывали вольфрам. В рабочем поселке в основном жили русские, узбеков почти не было.

“Нас привезли не в сам поселок, а на два километра ниже, где были расположены бараки. Их было 10-12, и они представляли собой крытые камышом землянки. Спускаешься по нескольким ступенькам вниз: длиннющий коридор, по сторонам двухъярусные нары.

Помню, что людей было очень много. Так как это была горная местность, то жары не чувствовали. В бараках началась эпидемия брюшного тифа и дизентерии. Первыми заболели тифом сестра Назмие, Велид и я.

Это было в октябре 1944 года, нас увезли в больницу”, – вспоминала Мусфире.

Когда через три недели их выписали, заболели мама и сестра. Их также забрали в больницу, через неделю мама умерла. Сестра провела без сознания 20 дней, но молодой организм выдержал.

В первые месяцы отношение к крымским татарам в Узбекистане было ужасным: их считали предателями, врагами, из-за двух абрикосов могли убить, крымскотатарских детей оскорбляли и унижали одноклассники в школе. Только после возвращения с фронта мужчин положение несколько изменилось к лучшему.

Рефат Муслимов, 1952 год. Фото из семейного архива

В 1953 году у Рефата Муслимова тяжело заболела мама, ей срочно требовалась операция, которую могли сделать в областной больнице в Самарканде. Для крымских татар действовал комендантский режим – каждый месяц они отмечались в комендатуре; отлучиться даже в соседний район можно было только с разрешения коменданта.

У Рефата произошел конфликт с комендантом Аминовым: он выдал пропуск на эту поездку только матери и слушать не хотел, что она сама не доберется.

Рефату ничего не оставалось, как сопровождать ее без согласия коменданта. По возвращении юноша узнал, что его собираются арестовать.

От тюрьмы спас разговор с председателем райисполкома, который оправдал поступок сына, чья вина заключалась лишь в заботе о матери.

Образование

Жизнь была очень тяжелой. Но Рефат все же смог закончить ирригационный техникум. По ночам приходилось разгружать вагоны, чтобы хоть что-то заработать.

Мусфире Керимова также рано начала работать: в 16 лет она пошла трудиться на шахту рабочей в маркшейдерском бюро. Училась в вечерней школе, закончила 10 классов.

Ее отца-коммуниста в Узбекистане не раз вызывали в партком для восстановления в рядах КПСС, но он туда не ходил, отказался от партбилета. После Указа 1956 года о снятии с крымских татар статуса спецпереселенцев был отменен комендантский режим.

Мусфире переехала в Янгиюль, позже поступила в Ташкентский медицинский техникум, затем работала в Каттакургане в больнице.

В 1962 году Мусфире познакомилась и вскоре вышла замуж за Рефата Муслимова. В это время он уже был активным участником национального движения крымскотатарского народа за возвращение в Крым и восстановление государственности.

Рефат и Мусфире Муслимовы, 1964 год. Фото из семейного архива

Возвращение на родину

После Указа от 5 сентября 1967 года “О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму”, как и многие крымские татары, Муслимовы хотели вернуться на родину. Тогда это было фактически невозможно – крымских татар по-прежнему не прописывали в Крыму. Но Муслимовы твердо решили, что будут жить только на родине.

В 1969 году они купили маленький домик в селе Калиновка Ленинского района, а через полгода дом у них отобрали. Семья перебралась в соседнее село. Но и там их не прописали. Так продолжалось пять лет – а без прописки на работу устроиться было невозможно. Перебивались случайными заработками, но даже мысли не было уехать из Крыма.

Семья Муслимовых, 1975 год. Фото из семейного архива

​Только в 1992 году они, наконец, построили дом в Къозе – родном селе Рефата. Он добился в сельсовете возвращения прежнего кладбища и выделения одного гектара земли под строительство храма. Ныне поселок украшает красивая величественная мечеть.

На этом Рефат Муслимов не остановился.

При Къозской мечети он создал музей родной деревни: здесь есть вышивки, посуда, фотографии 1930-1940 годов о къозцах, родном селе, фотографии участников войны, национального движения, картины о депортации.

На территории, прилегающей к мечети, Рефат посадил около ста плодовых деревьев, несколько десятков кустов роз, винограда, с помощью спонсоров провел воду, соорудил фонтан.

Супруги Муслимовы воспитали двух детей – Эдие и Рустема. Несколько лет назад Рустем трагически погиб на производстве – и это стало тяжелейшим ударом для всей семьи.

Рефат Муслимов умер 30 декабря 2014 года. Мусфире Муслимова по-прежнему живет в их доме. 2 мая ей исполнилось 86 лет. Несмотря на трудную жизнь, она радуется каждому новому дню: “Я благодарна Всевышнему Аллаху за то, что живу на родине, воспитываю детей и внучек”.

Рефат и Мусфире Муслимовы. 2003 год. Фото из семейного архива

Полностью историю депортации Муслимовых, а также весь проект “Страницы крымской истории” читайте на сайте Крым.Реалий

О законе и правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: