Метод правового регулирования права социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения

Метод правового регулирования права социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Особенности метода права социального обеспечения:

  1. сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;
  2. специфические способы определения содержания правоотношений;
  3. отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;
  4. установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;
  5. специфика  санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов

Ст. 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии   с   этим   регулирование   отношений   в   сфере   социального   обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, Законом РФ от 12 февраля 1993 г.

N 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” и другими актами, связанными с предоставлением пособий, компенсационных выплат и других видов социальных услуг).

Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д.

Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия.

Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

Специфические способы определения содержания правоотношений

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия:

  • в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.);
  • в индивидуальном трудовом договоре (контракте) могут быть установлены дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

Отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений

В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют:

  1. правовые основания обеспечения;
  2. волеизъявление лица, ими обладающего;
  3. решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

Установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний.

Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение.

Второй же стороне правоотношения — гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

Специфика  санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается:

  1. имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности;
  2. санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Понятие, признаки и особенности метода права социального обеспечения

Метод правового регулирования права социального обеспечения
Определение 1

Метод права социального обеспечения (ПСО) представляет собой систему приемов и способов, с помощью которых производится регулирование общественных отношений, которые составляют предмет этой отрасли права.

Как и предмет, метод правового регулирования можно рассматривать в качестве показателя, в соответствии с которым разграничиваются отрасли права.

Предметом каждой отрасли является некоторая группа правоотношений, поэтому способы воздействия на них — метод правового регулирования — должны обладать определенными, характерными именно для данной группы правоотношений способами и приемами регулирования.

Признаки метода ПСО

В праве рассматривают несколько признаков, посредством которых характеризуются особенности метода правового регулирования:

  • уровень регулирования отношений в обществе, которые включены в состав предмета этой отрасли права (индивидуальный, централизованный, локальный);
  • порядок установления обязанностей и прав, предусмотренных для субъектов, в качестве способа определить содержание правоотношений (договорной, недоговорной);
  • взаимоотношения (положение) субъектов правоотношений (субординация, координация);
  • характер норм права в качестве способа правового влияния на поведение лиц (диспозитивный, императивный).

Особенности метода ПСО

Обратимся к особенностям метода права социального обеспечения. В первую очередь, он сочетает централизованный, локальный и индивидуальный уровень регулирования общественных отношений.

В 72 статье Конституции РФ установлено, что координация проблем здравоохранения; защита семьи, детства, материнства и отцовства; социальная защита, в том числе социальное обеспечение, должны находиться в общем ведении РФ и ее субъектов.

По этой причине регулирование отношений в области ПСО производится централизованно (посредством принятия ФЗ и прочих правовых актов, которые направлены на их реализацию). Это осуществляют центральные органы власти государства.

На региональном уровне регулирование происходит посредством издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ.

Замечание 1

Сегодня на федеральном уровне закреплен некоторый минимальный социальный стандарт в области социального обеспечения. Субъекты РФ не вправе снизить его ни при каких условиях, поскольку предоставление этого стандарта гарантируют средства федеральных финансовых источников.

С помощью собственных источников и при наличии возможностей субъекты РФ могут установить дополнительные меры в сфере социальной защиты. Это могут быть надбавки к пенсии, пособиям, льготы для населения, дополнительные услуги в области социального обслуживания некоторых категорий граждан и др. Регулирование в рассматриваемой сфере также производится на муниципальном уровне.

На локальном уровне регулирование ПСО осуществляют отдельные организации, что выражается созданием локальных нормативных актов, которые принимает собственник финансовых источников.

В не централизованном порядке предусмотрены дополнительные типы социального обеспечения, которые используются для роста степени социальной защищенности персонала конкретного предприятия.

Подобные условия часто включают в состав коллективных договоров или планов социального развития компании.

Регулирование осуществляется и на индивидуальном уровне. Условия, касающиеся предоставления определенных дополнительных льгот (например, пенсии, пособия и др.

) часто рассматриваются в рамках индивидуального трудового договора работодателя и работника. Помимо этого, любое лицо вправе заключать различные индивидуальные договоры в области ПСО. Это может быть договор с муниципальным центром соц.

обслуживания на предоставление услуг на дому; с негосударственным пенсионным фондом и др.

Еще одной особенностью метода ПСО является специфический порядок установки прав и обязанностей субъектов. Сюда включены договорной и не договорной способы определения содержания правоотношений.

Чаще всего для ПСО присущ недоговорной порядок определения, что можно объяснить наличием централизованного регулирования.

Виды пенсий, пособий, компенсаций, их сумму, порядок назначения и предоставления определяют нормативные акты и субъекты правоотношений — физические лица и органы, которые должны предоставить определенный вид социального обеспечения. Они не могут эти нормы изменить по своему усмотрению.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Обязанности и права, а также содержание правоотношений субъектов в этой отрасли может устанавливаться еще и договорным путем. Например, такое регулирование отношений часто характерно для предприятий.

В рамках коллективного договора предусматриваются более льготные условия, если сравнивать их с условиями, содержащимися в действующем законодательстве (например, надбавка к пенсии, досрочный выход на пенсию и др.). Также на предприятиях гарантии социальной защищенности закрепляются в индивидуальном трудовом договоре.

Его стороны вправе установить дополнительные условия, виды и размеры обеспечения (например, материальная помощь в отпуске, бесплатное санаторное лечение, лекарственное обеспечение и др.).

ТК РФ в 9 статье содержит положение о том, что трудовой договор не может включать условий, которые определенным образом снижают уровень прав и гарантий персонала. При наличии подобных условий в коллективном или трудовом договоре, их применять нельзя. Если же рассматривать более льготное обеспечение, то здесь предусмотрена полная свобода усмотрения сторон договора

https://www.youtube.com/watch?v=Q27ATaXjpYMu0026t=1355s

ПСО отражает специфику положения (взаимоотношений) субъектов правоотношений. Это проявляется в виде координации и субординации.

По традиции в теории права рассматриваются 2 взаимосвязи субъектов правоотношений: координацию и субординацию. В первом случае стороны равны между собой, во втором одна из сторон находится в подчинении перед другой (возникают отношения власти).

Правовой статус субъектов ПСО часто не вписывается в классические понятия равенства и подчинения сторон. Участники этих отношений считаются экономически неравными, но не зависят друг от друга административно.

Помимо этого, свобода выбора поведения и имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возлагаются на органы государства (учреждения).

По этой причине отношения, которые формируются между ними можно определить в качестве отношений координации.

Замечание 2

Специфика метода ПСО также отражается характером правовых норм, который представляет собой способ правового воздействия на поведение субъектов. Он может быть императивным и диспозитивным.

Суть рассматриваемых правоотношений требует вполне определенной совокупности юридических приемов воздействия на поведение субъектов, что проявляется в форме дозволения, запрета, обязывания. Основные права граждан в этой области могут быть установлены посредством управомочивающих норм, выраженных в форме дозволений. Осуществляя их, физическое лицо должно выполнять и определенные обязанности.

Пример 1

Так, для пенсионера предусмотрена обязанность известить орган, который выплачивает ему пенсию, о наступлении обстоятельств, которые способны повлечь к изменению ее размера или прекращению выплаты.

Таким образом, требуемое поведение управомоченных субъектов (физических лиц) достигается не только при использовании дозволения, но и обязывания.

Чаще всего диспозиции правоустанавливающих норм могут указать только на правомочия физического лица. Поведение второго участника (учреждения или государственного органа), без решения которого невозможно реализовать право человека на конкретный вид социального обеспечения, должно регулироваться через позитивное обязывание.

Состав правоотношений в области материального обеспечения граждан, включая их социальное обслуживание в порядке социального обеспечения за счет средств централизованных финансовых фондов, может быть определен императивным путем. Только так гарантируется соответствующая мера потребления для каждого субъекта при наступлении определенных социальных рисков, указанных в законе.

Замечание 3

Пределы диспозитивного метода значительно ограничены, а его использование в форме дозволения обладает определенными особенностями. Дозволение направлено в адрес не обоих субъектов, а только одного из них — гражданина. Это относится к реализации права на соответствующий вид социального обеспечения, включая выбор самого выгодного для лица варианта обеспечения и др.

Отметим, что в рамках правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению чаще используется императивно-диспозитивный метод, который представляет собой сочетание предписания и дозволения. Рассматриваемый метод используют при формировании прав и обязанностей, предусмотренных для субъектов ПСО на федеральном уровне в централизованном порядке.

О законе и правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: