На сколько вырастет бензин

Будет ли подорожание бензина в 2021 году

На сколько вырастет бензин

Текущее подорожание товаров, в том числе увеличение стоимости топлива, волнует большинство жителей страны. Дальнейший рост цен на бензин в 2021 году подтверждают экономисты, эксперты и аналитики, опираясь на общие тенденции, изменения законодательства и текущую инфляцию.

Даже те граждане, у которых нет личного автомобиля, понимают, что из-за подорожания топлива возрастет стоимость проезда на общественном транспорте, поднимутся ценники на продовольственные товары, лекарства и прочее.

Автовладельцам же предстоит задуматься, стоит ли лишний раз садиться за руль.

Формирование стоимости топлива

Покупатели бензина зачастую негативно настроены в адрес продавцов топлива из-за высоких цен. По факту торговые наценки в условиях рынка не слишком влияют на конечную стоимость. Аппетиты продавцов корректирует спрос. Большие накрутки обернутся тем, что водители проедут мимо автозаправки с высокими ценами.

На стоимость бензина влияют многие факторы:

  • себестоимость сырья;
  • технологии переработки;
  • особенности и дальность транспортировки;
  • налоги, акцизы;
  • требования экологических стандартов по обновлению оборудования на местах добычи, переработки, продажи топлива.

Последний фактор означает, что любая замена фильтрующих систем либо техническая модернизация предприятий поставщиков будет по факту производиться за счет потребителей, так как вызовет подорожание бензина. Продавцы же маркетинговыми системами скидок, льгот и бонусов привлекают водителей, иногда снижая торговую наценку, которая колеблется в диапазоне 11-20%.

Этапы добычи, транспортировки и переработки сырья в себестоимости бензина — это примерно 6%, а 60–70% приходится на текущие налоговые тарифы, акцизы. Только за истекший год НДС  вырос на 2%, т.е. до 20%, акциз увеличился вдвое за тонну. И в 2021 году намечен дальнейший рост сборов в казну государства.

Почему дорожает бензин

На протяжении многих лет стоимость топлива неуклонно повышалась, только за последнее десятилетие она выросла почти вдвое. Особенности ценообразования таковы, что топливо не дешевеет, несмотря на все предпосылки:

  • биржевые колебания цен на нефть (разработка сланцевых месторождений приводила к обвалу цен на «черное золото»);
  • большую выработку сырья;
  • снижение спроса в условиях самоизоляции.

Так, в текущем году АИ-95, вопреки ожиданиям, стал дороже в среднем на рубль. Происходящее связано с несколькими факторами:

  • действием демпферного механизма, запущенного правительством в 2018 году;
  • растущими государственными налогами;
  • ежегодной индексацией акцизов в пределах текущей инфляции на бензин, дизтопливо и др.

Таким образом, создан государственный механизм для компенсаций бюджетных потерь и стимулирования нефтяной отрасли. Хотя Россия по-прежнему остается сырьевой страной, стоимость бензина для граждан неуклонно растет.

Нефтегазовый сектор —это около 52% всех бюджетных доходов , то есть до 11 триллионов рублей.

В себестоимость бензина включены налоги, взимаемые государством:

  • на добычу полезных ископаемых;
  • на добавленную стоимость;
  • на прибыль.

Добывающие, перерабатывающие предприятия производят выплаты, но реальная компенсация затрат происходит за счёт потребителя, так как все налоги и надбавки заложены в цену топлива.

Налоговая нагрузка не является постоянной величиной, подлежит корректировке изменениями законодательства. Динамика изменения цен показывает, что происходит стабильное подорожание бензина. Без глобальных реформ в экономике не приходится ожидать снижения стоимости топлива.

Прогнозы на 2021 год

Нефтяные компании предупреждают о повышении стоимости топлива  в 2021 году на 10-15%, обосновывая рост:

  • сложностью добычи;
  • обновлением оборудования;
  • увеличением акцизов, налогов.

В рублевом эквиваленте прогнозируется увеличение цены бензина на 5-6 рублей. Если в январе ожидается примерная стоимость в 48,1 руб., то к декабрю 2021 года она достигнет 53,4 рубля.

Сдерживающими факторами могут послужить:

  • падение внутреннего спроса, вызванное дефицитом средств у населения;
  • снижение объемов продаж нефти на мировом рынке.

Получается, что стабилизация стоимости и незначительное падение цен на бензин произойдут только на фоне глубочайшего финансового кризиса.

Согласно долгосрочной экологической политике, проводимой правительством, искусственное завышение стоимости топлива направлено на принуждение водителей к переходу на электромобили и гибридные авто. Производители также станут отказываться постепенно от производства машин с двигателями внутреннего сгорания.

Не стоит забывать про существование редких оптимистичных прогнозов. Отдельные эксперты предполагают подорожание бензина в 2021 году исключительно в рамках инфляции и сезонных колебаний, вызванных дачными поездками и сельскохозяйственными работами.

Таким образом, повышение стоимости произойдет в любом случае. Остается проверить, настолько точны предсказания динамики роста на следующий год.

Назревает кризис АЗС: какие заправки могут закрыться и на сколько ещё подорожает бензин

На сколько вырастет бензин

В конце марта целый ряд АЗС столкнулся с непростой проблемой. Стоимость топлива на бирже оказалась выше розничных цен. В некоторых случаях разница составляла порядка 5–6%. Сразу же стали высказываться опасения, что если такая ситуация продлится ещё несколько месяцев, то часть заправок просто обанкротится.

Оптовые цены на бензин выросли по нескольким причинам. Увеличились мировые цены, повысились нефтяные котировки, снизилось производство на российских НПЗ и сократились запасы топлива. Производители повышают цены на оптовые поставки из-за роста издержек.

Демпферный механизм построен таким образом, что в настоящее время оптовые цены обгоняют розничные, экспортные поставки для производителей выглядят более привлекательными, чем продажи на внутренний рынок.

И хотя Минэнерго обещало с мая пересмотреть этот механизм (что должно снизить рост оптовых цен и отразиться на розничных), инструмент может начать действовать только с 1 мая и только на бензин.

По дизельному топливу демпфер может быть пересмотрен только в следующем году, — объяснил руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

5 новых и неожиданных льгот, которые можно будет получить в апреле

На биржевых ценах сказалась и ситуация с задержкой судов в Суэцком канале. Из-за этого повысились мировые цены на топливо. Данную тенденцию поддерживают и ожидания нового решения стран ОПЕК+.

В марте они решили продлить сокращение добычи ещё и на апрель, но сделали исключение для России и Казахстана из-за сезонного фактора и грядущей масштабной посевной. Наша страна нарастит в апреле добычу на 130 тысяч баррелей в сутки. Это поможет сбалансировать цены.

Такое мнение высказал исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК “Универ капитал” Артём Тузов.

На независимые АЗС в России приходится порядка 60% всех заправок. В результате роста цен и увеличения убытков до конца года рынок могут покинуть до 10% заправок. Такой прогноз даёт Артём Деев.

Конечно, для большинства заправок, входящих в крупные нефтедобывающие холдинги, повышение оптовых цен над розничными не проблема. Даже наоборот. Как отметил шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв, перераспределяя доходы внутри своей структуры, суммарно крупнейшие компании оказываются в выигрыше.

Но положение независимых сетей заправок, по его мнению, незавидное и разориться могут многие. В результате это плохо скажется на рыночной конкуренции. К тому же вблизи многих населённых пунктов просто нет других АЗС, кроме независимых. Большим сетям открывать их там бывает невыгодно.

Соответственно, аналитик считает, что если заправки начнут закрываться, то первыми неудобства почувствуют автомобилисты из отдалённых посёлков и те, кто часто ездит по неоживлённым трассам.

Правительство не допустит массового закрытия заправок в стране. Если ситуация с топливом будет обостряться, кабмин введёт дополнительные меры поддержки для АЗС и станет регулировать цены. В таких условиях возможны лишь точечные закрытия в ряде регионов, — считает Артём Тузов.

Весной 2011 года средняя цена за литр АИ-95 в России составляла 24 рубля, весной 2021 года — 51 рубль. В 2011 году АЗС в стране насчитывалось около 25 тысяч. Из них 50% принадлежало независимым компаниям. В 2021 году численность АЗС составляет около 23,5 тысячи, 60% из них независимые. Об этом напоминает старший аналитик ИАЦ “Альпари” Анна Бодрова.

Как видно, за 10 лет бензин подорожал на 112,5%, но количество заправок резко не уменьшилось. Так почему оно должно заметно сократиться сейчас? — отметила Анна Бодрова.

В марте розничные цены на бензин поступательно росли — на 10 копеек в первую неделю, на 12 — во вторую неделю, на 15 — в третью (по четвёртой данных пока нет). По словам Артёма Деева, сейчас средние цены на бензин по стране держатся на таких уровнях: АИ-92 — 44,64 рубля за литр, АИ-95 — 48,25, АИ-98 — 54,83, дизель — 49,34.

Правительство обещает, что рост цен в этом году будет сравним с темпами инфляции. Учитывая, что в данный момент инфляция в России составляет более 5%, цены могут к лету прибавить порядка 1,52%: АИ-92 может быть на уровне 45,53 рубля, АИ-95 — 49,24, АИ-98— 55,92, дизель — 50,32, — прогнозирует Артём Деев.

По оценкам Анны Бодровой, в целом по году подорожание бензина составит порядка 8–10%. Она считает, что это нормально и такое повышение цен нельзя назвать критическим. При этом к 1 июня стоимость литра АИ-95 может подняться ещё на 2–3%.

Стоит отметить, что биржевые цены начали превышать розничные всё-таки лишь в некоторых регионах. Пока ещё в большинстве городов по основной массе заключаемых сделок оптовые цены, конечно, всё ещё ниже розничных. Но, увы, неумолимо к ним приближаются.

Поэтому и меры должны быть приняты общие по стране. Надо снизить средний уровень цен в опте. Сделать это административными решениями, то есть биржевыми квотами, скорее всего, удастся.

Но пока такие решения будут приняты и сработают, розничные цены бензина на Дальнем Востоке, вероятнее всего, успеют в апреле на короткое время совершить скачок на 3–5 рублей. Позднее, к маю, этот эффект может полностью сойти на нет. Если биржевые цены приструнят, то и розничные вернутся на место.

К началу лета, уверен, правительству под силу решить эту проблему. Но пока что никакие потолки невозможны: АЗС не могут торговать себе в убыток, — считает Пётр Пушкарёв.

Бензин стремительно дорожает и скоро станет роскошью – мнения экспертов

На сколько вырастет бензин

Цены на топливо в России уверенно идут вверх

С начала года 92-й бензин подорожал на 1,07 рубля, 95-й – на 0,98 рубля, а дизельное топливо – на 1,09 рубля. По данным Росстата, к марту цены на топливо выросли на 2,2%, что в полтора раза выше общей инфляции.  

Все только начинается

Глядя на цифры официальной статистики, кто-то наверняка скажет, что темпы роста цен несущественны, благо бензин и дизельное топливо в последние годы исправно дорожают всегда. Казалась бы, ничего сверхординарного сегодня не происходит, и беспокоиться о том, что в один прекрасный момент бензин окажется золотым, нет ни каких оснований.

К сожалению, это не совсем так, а скорее даже совсем не так.  

Беда в том, что пока по смене ценников на АЗС мы не видим более глубинных процессов, которые, между тем, происходят. А именно – топливо стремительно дорожает в опте.  

Так, на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже за последние три месяца цена 92-й бензин взлетела на 23%, достигнув в конце прошлой недели рекорда в 55,75 тысячи рублей за тонну. “Премиум-95” подорожал на 19% до максимального значения со времени топливного кризиса 2018 года.

На этом фоне с убийственным прогнозом выступил стратег по операциям на товарно-сырьевых рынках SberCIB Investment Research Михаил Шейбе, заключивший, что “цены на бензин продолжат расти в ближайшие месяцы”.

Почему дорожает бензин?

Если быть до конца объективным, то подобный вопрос может показаться даже лишним, учитывая, что сегодня цены растут на все, начиная с продуктов питания, заканчивая автомобилями. И все же, ответ на него имеет значение. 

По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, причин роста цен на топливо в стране несколько. Это рост мировых цен на сырье (нефть), демпфирующий механизм (который приводит к увеличению оптовых цен, а следом – и розничных), а также определенный дефицит на внутреннем рынке из-за высокого потребления в зиму и начало нового весеннего сельскохозяйственного сезона.

“Вместо ограничения экспорта правительство намерено пересмотреть механизм демпфера: вместо повышения на 5% ежегодно оптовые цены в результате будут увеличиваться на 1%, что приведет к сокращению роста стоимости топлива в розничном звене, – пояснил эксперт “Утру.ру”. – Эти инициативы Минэнерго намерен внедрить с 1 мая 2021 года, так что стоит надеяться, что цены замедлят свой рост и стоимость топлива будет расти максимум на процент инфляции (как ранее обещало правительство)”.

Напомним, что на прошлой неделе правительство решило увеличить выплаты нефтяным компаниям из бюджета в рамках демпфирующего механизма, который компенсирует разницу между экспортными и внутренними ценами. Новая формула предполагает выплату нефтянникам 135 млрд рублей из федеральной казны, но, по словам вице-премьера Александра Новака заработает она только с 1 мая.

Почему правительство решило прибегнуть к использованию демпферного механизма, и как он работает, “Утру.ру” объяснил аналитик УК Альфа-Капитал Денис Бадьянов.

По его словам, сейчас в стране действует следующий механизм: когда цены на нефть на мировом рынке остаются низкими, нефтяники могут продавать топливо в стране по более высоким ценам, разница попадает в российский бюджет.

Когда цены на мировом рынке высоки, наоборот, правительство компенсирует производителям недополученную прибыль.

По мнению Бадьянова, такое решение поможет удерживать стоимость бензина в пределах инфляции и увеличит рентабельность АЗС.

Фокус не удастся?

Впрочем, в действенности правительственных мер уверены далеко не все эксперты. По мнению Михаила Шейбе, в настоящее время стоимость бензина растет из-за увеличения экспортной альтернативы для российских производителей.

“Если бы переработчики московского региона продавали бензин за рубеж, то получали бы за тонну 64 300 рублей, в то время как на Санкт-Петербургской международной бирже котировки составляют 54 670 рублей.

Экспортная альтернатива в ближайшей перспективе будет расти, отыгрывая достижение стоимости барреля Брент отметки в $70 при сохранении слабого курса рубля”, – полагает Шейбе.

Также, по мнению эксперта, цены на бензин будут расти и из-за увеличения разницы между стоимостью нефти и стоимостью бензина в мире.

“Это уже происходит на фоне падения запасов топлива в США из-за сильных морозов в феврале (ударившим по нефтеперерабатывающей отрасли) и постепенного восстановления спроса благодаря росту мобильности населения после коронакризиса”, – говорит Шейбе.

Снижение акцизов

Когда правительственные чиновники в свойственной им манере сокрушаются тому, что цены на топливо берут очередные высоты, при этом начиная предлагать замысловатые решения, нелишне вспомнить об одной весьма простой вещи.

А именно – о том, что львиная доля себестоимости литра моторного топлива приходится вовсе не на сырье и издержки производителя, а на различные акцизы и сборы, поступающие в государственную казну.

А это значит, что при желании, правительство без труда может разрешить любой топливный кризис в стране. Для этого ему следует всего лишь поубавить свои аппетиты, и снизить топливные акцизы.

Учитывая, что впереди нас ждет посевная кампания, традиционно ведущая к пиковым расходам топлива, лучше времени для снижения акцизов просто и не найти. Но пойдет ли на это правительство?

“Снижение акцизов для понижения цен на топливо накануне посевной – один из возможных шагов, – пояснил “Утру.ру” исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК “Универ Капитал” Артем Тузов. – Однако, прежде будет рассчитана целесообразность данной инициативы и выяснены обстоятельства, при которых выросли цены в регионах”.

По словам эксперта, сейчас довольно сложно просчитать действия правительства по контролю за ценами на энергоносители, не имея тех данных, которыми располагает ведомства и управления. Именно от полученной информации будут зависеть дальнейшие шаги кабмина.

Бензин дорожает: чего ждать водителям

На сколько вырастет бензин

https://ria.ru/20210119/benzin-1593564350.html

Бензин дорожает: чего ждать водителям

Бензин дорожает: чего ждать водителям

Автомобилистам приходится раскошеливаться: дорожающая нефть и слабый рубль с декабря разгоняют цены на топливо. В правительстве успокаивают: нефтяники пообещали РИА Новости, 19.01.2021

2021-01-19T08:00

2021-01-19T08:00

2021-01-19T08:00

цены на нефть

опек

александр новак

brent

аи-95

экономика

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/07e5/01/12/1593570145_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_1a0b965d78d5f2cbc03b831b86532bbb.jpg

МОСКВА, 19 янв — РИА Новости, Ирина Бадмаева. Автомобилистам приходится раскошеливаться: дорожающая нефть и слабый рубль с декабря разгоняют цены на топливо. В правительстве успокаивают: нефтяники пообещали умерить аппетиты в обмен на средства из бюджета. Удержатся ли компании от соблазна заработать побольше, разбиралось РИА Новости.

Новогодний подарок от саудитовПосле двухнедельных переговоров участники ОПЕК+ все-таки достигли компромисса: в феврале и марте дополнительно снизят производство на полтора миллиона баррелей в сутки. Причем одна только Саудовская Аравия добровольно сократит добычу на миллион бочек — чтобы поддержать собственную экономику, партнеров по сделке, а также отрасль в целом.

Вице-премьер России Александр Новак назвал решение саудитов “новогодним подарком для нефтяного рынка”. Пятого января котировки прибавили более четырех процентов, марка Brent торговалась выше 53 долларов, а 13 января — 57. В предыдущий раз столько было лишь в феврале 2020-го. “Хотя сейчас нефть немного откатилась, показатель по-прежнему выше 50 долларов.

Такая цена привлекательна для экспорта, тем более что котировки на европейском рынке также растут за счет повышенного спроса”, — говорит главный аналитик брокерской компании “Алор” Алексей Антонов. При этом рубль к доллару почти не укрепился, что делает продажу моторного топлива за рубеж более выгодной. А следом растут цены на внутреннем рынке.

К тому же семь лет подряд в стране повышают акцизы. В этом году — на четыре процента. В результате, например, с декабря бензин АИ-92 и АИ-95 подорожал до 48 тысяч и 49 тысяч рублей за тонну. Оптовые цены потянут за собой розничные. Однако Александр Новак указывает, что между мировыми котировками на черное золото и стоимостью топлива на заправках нет прямой связи.

Скачки сглаживает демпфирующий механизм, действующий с 2019-го. Если топливо за рубежом дорожает, государство выплачивает из бюджета нефтяникам часть премии, которую они теряют, не поднимая внутренние цены. В обратной ситуации компании перечисляют деньги в казну из сверхприбыли. Как отметил Новак, в 2020-м цены на нефть колебались от 20 до 50 долларов за баррель.

При этом на АЗС бензин АИ-92 прибавил только два процента. В 2021-м подорожание не превысит инфляции, подчеркнул вице-премьер.Демпфер против роста цен на топливо: пряник или кнут?На демпфер надеются и аналитики, опрошенные РИА Новости. “Государство одной рукой дает нефтепереработчикам пряник — немаленькие компенсации.

Другой — грозит карательными мерами в виде жестких квот на экспорт. Впрочем, их правительство пока не вводит.

Но стоит производителям поддаться искушению и задрать цены хотя бы до средней инфляции, кабмин не заставит себя долго ждать”, — считает Петр Пушкарев, ведущий экономист информационно-аналитического центра “ТелеТрейд”.

Розничные цены если и вырастут, то не сейчас, когда нефть подорожала и экспортные доходы российской нефтеотрасли увеличиваются, прогнозируют аналитики. Вот если будет 40 долларов за баррель — другое дело. Однако в первом полугодии такой сценарий маловероятен.

“В докризисном 2019-м при сравнительно дорогой нефти демпфирующий механизм сработал: бензин дорожал меньше, чем продукты или одежда. В 2018-м топливо прибавило почти десять процентов”, — рассуждает Пушкарев. Но, отмечают аналитики, демпфер сдерживает цены не больше чем в рамках двух-трех процентов в год, а этого мало.

“И если по меркам Европы бензин в России дешевый, то для розничного потребителя — дорогой. Причем как для физических лиц, так и для бизнеса. Транспортировка увеличивает себестоимость любых продуктов, — напоминает Пушкарев.

— А вкупе с кредитной нагрузкой на предприятия это подхлестывает цены на макароны, сахар, крупы, овощи”.

Для сравнения: в России на 45 тысяч рублей можно купить 880 литров бензина, в Норвегии на эту же сумму — в два раза больше, в США — в четыре раза. Эксперты полагают, что стоит превентивно ввести систему экспортных квот, но при этом строго ограничить поставки за границу. “Тогда на внутреннем рынке топлива было бы всегда немного с избытком, что исключит дефицит.

А оптовые цены и предельные розничные на заправках можно опустить на 10-15 процентов и затем индексировать каждый год на уровне вдвое меньше средней инфляции по стране”, — говорит Пушкарев. Таким образом удалось бы уменьшить в себестоимости товаров долю транспортных услуг. Это, в свою очередь, оживило бы экономическую активность и увеличило поступления в бюджет.

https://ria.ru/20210113/neft-1592804770.html

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/07e5/01/12/1593570145_209:0:2941:2048_1920x0_80_0_0_585646b7b023a812a162b658faac2444.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

цены на нефть, опек, александр новак, brent, аи-95, экономика

МОСКВА, 19 янв — РИА Новости, Ирина Бадмаева. Автомобилистам приходится раскошеливаться: дорожающая нефть и слабый рубль с декабря разгоняют цены на топливо. В правительстве успокаивают: нефтяники пообещали умерить аппетиты в обмен на средства из бюджета. Удержатся ли компании от соблазна заработать побольше, разбиралось РИА Новости.

Новогодний подарок от саудитов

После двухнедельных переговоров участники ОПЕК+ все-таки достигли компромисса: в феврале и марте дополнительно снизят производство на полтора миллиона баррелей в сутки. Причем одна только Саудовская Аравия добровольно сократит добычу на миллион бочек — чтобы поддержать собственную экономику, партнеров по сделке, а также отрасль в целом.

Вице-премьер России Александр Новак назвал решение саудитов “новогодним подарком для нефтяного рынка”. Пятого января котировки прибавили более четырех процентов, марка Brent торговалась выше 53 долларов, а 13 января — 57. В предыдущий раз столько было лишь в феврале 2020-го.

“Хотя сейчас нефть немного откатилась, показатель по-прежнему выше 50 долларов. Такая цена привлекательна для экспорта, тем более что котировки на европейском рынке также растут за счет повышенного спроса”, — говорит главный аналитик брокерской компании “Алор” Алексей Антонов.

При этом рубль к доллару почти не укрепился, что делает продажу моторного топлива за рубеж более выгодной. А следом растут цены на внутреннем рынке.

К тому же семь лет подряд в стране повышают акцизы. В этом году — на четыре процента. В результате, например, с декабря бензин АИ-92 и АИ-95 подорожал до 48 тысяч и 49 тысяч рублей за тонну. Оптовые цены потянут за собой розничные.

Однако Александр Новак указывает, что между мировыми котировками на черное золото и стоимостью топлива на заправках нет прямой связи. Скачки сглаживает демпфирующий механизм, действующий с 2019-го. Если топливо за рубежом дорожает, государство выплачивает из бюджета нефтяникам часть премии, которую они теряют, не поднимая внутренние цены.

В обратной ситуации компании перечисляют деньги в казну из сверхприбыли. Как отметил Новак, в 2020-м цены на нефть колебались от 20 до 50 долларов за баррель. При этом на АЗС бензин АИ-92 прибавил только два процента. В 2021-м подорожание не превысит инфляции, подчеркнул вице-премьер.

Демпфер против роста цен на топливо: пряник или кнут?

На демпфер надеются и аналитики, опрошенные РИА Новости. “Государство одной рукой дает нефтепереработчикам пряник — немаленькие компенсации. Другой — грозит карательными мерами в виде жестких квот на экспорт.

Впрочем, их правительство пока не вводит.

Но стоит производителям поддаться искушению и задрать цены хотя бы до средней инфляции, кабмин не заставит себя долго ждать”, — считает Петр Пушкарев, ведущий экономист информационно-аналитического центра “ТелеТрейд”.

Розничные цены если и вырастут, то не сейчас, когда нефть подорожала и экспортные доходы российской нефтеотрасли увеличиваются, прогнозируют аналитики. Вот если будет 40 долларов за баррель — другое дело.

Однако в первом полугодии такой сценарий маловероятен. “В докризисном 2019-м при сравнительно дорогой нефти демпфирующий механизм сработал: бензин дорожал меньше, чем продукты или одежда.

В 2018-м топливо прибавило почти десять процентов”, — рассуждает Пушкарев.

Но, отмечают аналитики, демпфер сдерживает цены не больше чем в рамках двух-трех процентов в год, а этого мало. “И если по меркам Европы бензин в России дешевый, то для розничного потребителя — дорогой.

Причем как для физических лиц, так и для бизнеса. Транспортировка увеличивает себестоимость любых продуктов, — напоминает Пушкарев.

— А вкупе с кредитной нагрузкой на предприятия это подхлестывает цены на макароны, сахар, крупы, овощи”.

Для сравнения: в России на 45 тысяч рублей можно купить 880 литров бензина, в Норвегии на эту же сумму — в два раза больше, в США — в четыре раза.

Эксперты полагают, что стоит превентивно ввести систему экспортных квот, но при этом строго ограничить поставки за границу.

“Тогда на внутреннем рынке топлива было бы всегда немного с избытком, что исключит дефицит.

А оптовые цены и предельные розничные на заправках можно опустить на 10-15 процентов и затем индексировать каждый год на уровне вдвое меньше средней инфляции по стране”, — говорит Пушкарев.

Таким образом удалось бы уменьшить в себестоимости товаров долю транспортных услуг. Это, в свою очередь, оживило бы экономическую активность и увеличило поступления в бюджет.

Что будет с ценами на бензин после повышения акцизов

На сколько вырастет бензин

Цены на бензин будут сдерживать до конца июня /

С 2019 года в России акцизы на топливо будут увеличены в 1,5 раза. Стоимость бензина может скакнуть на 15%.

Счетная палата России спрогнозировала резкий скачок цен на бензин с 2019 года — это может произойти из-за увеличения топливного акциза. Повысить акцизы планируется в 1,5 раза, говорится в итоговом заключении Счетной палаты по итогам рассмотрения проекта бюджета страны на 2019 год.

Ожидается, что это приведет к росту стоимости бензина и потребует сдерживающих мер, сообщает ТАСС.

 Телеканал «Звезда» со ссылкой на ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева  рассказал о том, что цены на бензин и дизельное топливо «скакнут» на целых 15%.

При этом в интервью РБК вице-премьер Дмитрий Козак опроверг возможное повышение цен на бензин на АЗС. Правительство, по его словам, будет применять весь набор инструментов, чтобы этого не произошло.

Портал EG.RU обратился за разъяснением к экспертам — стоит ли нам  все же ожидать взлета цен на бензин?

«Все создается для того, чтобы рост был. Он будет сложно сдерживаемый. Нужны только системные меры. В ручном режиме, как это происходит сейчас, ситуацию не спасти. Все основания для роста созданы. Прогнозы в нашей стране – дело неблагодарное. Я бы рассуждал с позиции адекватной доходности.

Увеличивается акциз – увеличивается стоимость литра бензина. Это примерно 4 рубля. Стартует процесс обнуления экспортных пошлин, значит, торговля на экспорт будет выгоднее, чем на внутренний рынок.

Этот разрыв неизбежно повлечет стремление нефтяных компаний сбалансировать ситуацию и направить максимум потоков на внешний рынок, либо подтянуть внутреннюю цену.

К четырем рублям желательно прибавить еще 6 рублей – это те деньги, которые позволят топливным компаниям – не сетевикам, а мелкой рознице – получать стандартную маржинальность в 15%. Не ведется речь о сверхприбыли, а только о доходах, которые позволят не уничтожить инфраструктуру, небольшие топливные компании»,

– рассказал EG.RU Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.

«Много ездишь – много платишь»

«Если подразумевать, что транспортный налог будет отменен и выпадающие доходы будут «зашиты» в стоимость бензина, то это будет гораздо честнее и справедливее. В этом плане позитив есть: «Много ездишь – много платишь, мало ездишь – мало платишь». У нас не самый дорогой бензин в мире: в Турции за литр бензина платят 2,4 евро. В Европе — 1,6—1,8 евро.

По сравнению с ними мы в шоколаде. Другое дело на сколько будет дорожать бензин. Давайте посчитаем: в зависимости от региона мы платим в год транспортный налог при автомобиле с двигателем, мощностью 150—200 л.с. примерно 6 тысяч рублей. Делим их на 12 месяцев, получаем 500 рублей.

Если учесть, что среднестатистический автовладелец заправляется раз в неделю, то получается, что в неделю мы платим порядка 120 рублей. Если мы убираем транспортный налог — соразмерно ли этой арифметике поднимется стоимость бензина? Я боюсь, что нет. В данном случае все идет к следующему: в Европе двигатели, объемом в 1,2-1,4 литра с турбинами — распространенное явление.

А у нас признак крутости — машина, с объемом 3,5–4 литра, которая «ест» за 100 км 20 и более литров бензина. С точки здравого смысла, это непозволительно. Шесть плюс-минус литр – это средний расход топлива по городу. Вот сколько современная машина должна потреблять бензина, чтобы нам не верещать о том, как дорого стало ездить.

Труднее всего придется промышленным предприятиям — то, что касается уборочных, посевных, дальнобойщиков, таксистов, перевозчиков и прочего транспорта, который расходует несоизмеримо больше топлива»,

— дополнил Александр Добин, автожурналист, автоэксперт.

«Цены резко не вырастут»

«Предложения по поводу отмены транспортного налога Государственная Дума последовательно отвергала. Поэтому я ничего не могу по этому поводу сказать — это компетенция депутатов, которые этот вопрос пока не хотят разбирать. Что касается увеличения акцизов, то это приведет к увеличению стоимости бензина.

Насколько я знаю, контроль за ценами на бензин на себя возложил лично президент. Летом была дана команда разработать механизм компенсации, чтобы цены резко не возрастали, и такие механизмы были разработаны. И сейчас они должны быть наготове.

Резкого подъема цен на бензин наш потребитель не выдержит, это чревато социальными последствиями, а это никому из чиновников не нужно — поэтому я не ожидаю взлета цен»,

— заверил автоэксперт Игорь Моржаретто.

авто   бензин   интервью   мнение   мнение эксперта   Цены на бензин   эксклюзив

Цены пахнут керосином: бизнес заявил о рисках подорожания бензина на 14%

На сколько вырастет бензин

Цены на бензин в рознице до конца года могут вырасти выше инфляции, а при худшем сценарии — на 14%, предупредили в Независимом топливном союзе (НТС). Мер по стабилизации ситуации, что сегодня обсуждают в правительстве, недостаточно, считают в НТС.

Чтобы не допустить топливного кризиса, представители отрасли призвали кабмин принять дополнительные решения по стабилизации рынка. Об этом говорится в письме председателю правительства Михаилу Мишустину, с которым ознакомились «Известия».

Бизнес предложил снизить акцизы на бензин и дизель, отменить демпфер и увеличить нормативы на бирже.

Беспокойная динамика

НТС 18 марта направил письмо Михаилу Мишустину с просьбой принять меры по стабилизации ситуации на рынке топлива. С документом ознакомились «Известия».

По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), цены на бензин на АИ-92 и АИ-95 с 1 декабря 2020 года по 17 марта 2021 года выросли более чем на 18,5%, достигнув 53,6 тыс. и 55,3 тыс. рублей за тонну соответственно, указано в документе.

Обычно в этот период биржевая стоимость топлива падала, что позволяло закупать достаточные объемы в преддверии высокого весенне-летнего сезона независимым АЗС, транспортным и сельхозкомпаниям, чем обеспечивались относительно низкие темпы роста цен.

Такой значительный рост наблюдается впервые, сказано в письме НТС.

Ключевым драйвером увеличения биржевых, а следом и розничных цен стал рост индексов экспортной альтернативы (нетбэков), отметили «Известиям» в союзе.

«Нетбэки растут по следующим причинам: прежде всего — это плановое повышение на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо, которое произошло с 1 января 2021 года (…

) Также с 1 января 2021 года были увеличены параметры формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автобензина и дизельного топлива. Рост налоговой нагрузки на внутренний рынок повышает нетбэки.

А это стимулирует экспортные и дестимулирует внутренние поставки», — сказано в письме НТС.

Учитывая, что с конца марта рынок входит в сезон повышенного спроса, всё выше вероятность выхода за пределы инфляции по образцу 2018 года, отметили в союзе. При худшем сценарии есть угроза роста розничных цен на бензин и дизель до 13,77% за год, сказали там.

Риски повторения ситуации 2018-го недавно в своем докладе обозначила и Счетная палата.

В письме главе правительства НТС выдвинул несколько предложений, которые, по мнению авторов, помогут избежать топливного кризиса в стране. Союз считает, что нужны дополнительные фискальные стимулы для роста производства нефтепродуктов, что повысит привлекательность поставок на внутренний рынок.

«Подобной мерой может служить снижение акцизов на бензин и дизельное топливо пятого экологического класса. В 2018 году уже был прецедент такого снижения», — сказано в письме.

Также в союзе считают необходимым отменить демпфер. Вместо сглаживания влияния колебаний внешней конъюнктуры на внутренний рынок он выступает дестабилизирующим фактором, указали в НТС.

— В 2020 году, когда цены и в оптовом, и в розничном сегменте могли падать, они продолжали рост именно по причине высоких демпферных выплат в бюджет РФ, — согласен зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.

Также в НТС предложили увеличить нормативы обязательных объемов реализации на бирже до 25% от производства по бензинам и 15% по дизелю. При этом налоговые льготы можно будет сохранить лишь для тех компаний, которые выполняют норматив, считают в союзе.

— Данные меры балансируют друг друга: с одной стороны, создается фискальный стимул для роста объемов производства, с другой — объемы не уходят на экспорт, а идут на внутренний рынок, — заявил «Известиям» президент НТС Павел Баженов.

Суть ранее объявленных кабмином мер которых сводится к тому, чтобы убедить нефтяные компании увеличить объемы поставок на внутренний рынок при минимальных преференциях для них, уверен эксперт.

Необходимость решений

Как писали «Известия», кабмин 10 марта принял решение скорректировать формулу демпфирующего механизма, чтобы улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора. В частности, рассматривается индексация индикативной цены, что может немного увеличить размер субсидии для НПЗ.

Скорректированный демпфирующий механизм по планам должен заработать с 1 мая, Минфин уже готовит для этого законопроект, сообщал вице-премьер Александр Новак.

Также в феврале Минэнерго и ФАС увеличили норматив по продаже топлива на бирже до 11% от производства бензина (ранее было 10%), и до не менее 7,5% от дизеля (ранее — 6%).

— Понятно, что демпфер будет скорректирован. Для нефтяных компаний это улучшит эффективность нефтепереработки. Однако, к сожалению, пока мы не видим каких-то действительно решительных шагов для того, чтобы убрать диспаритет оптовых и розничных цен, который сейчас сложился, — сказал «Известиям» глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.

По его мнению, для решения проблемы необходимо увеличить объемы продажи на бирже до 15%, ранее РТС направил в Минэнерго такое предложение. Евгений Аркуша раскритиковал инициативы НТС: снижение акцизов будет означать для государства сокращение поступлений в бюджет, а в случае отмены механизма демпфера возможен скачок розничных цен к европейскому уровню.

Розничные цены на бензин и светлые нефтепродукты в январе и феврале росли быстрее, чем инфляция потребительских цен, обратила внимание замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.

Производители нефтепродуктов и розничные продавцы стремятся наверстать упущенное и привести розничные цены в соответствие с сильно подскочившей уже в конце 2020 года инфляцией, чтобы не выйти в убыток, сказала она.

— То есть этой весной «локомотивом» роста инфляции может стать уже бензин, а это серьезно, так как несколько позже начнется перенос роста цен на бензин в потребительские цены, — заявила Наталья Мильчакова.

По данным Росстата, на начало января литр бензина в среднем по РФ стоил 46,12 рублей, к 15 марта цена выросла на 2,3% до 47,19 рублей.

Средние розничные цены на бензин Аи-92 с 15 по 19 марта увеличились на 14 копеек по сравнению с предыдущей неделей и составили 44,83 рублей за литр, стоимость бензина Аи-95 выросла на 11 копеек до 48,21 рублей за литр, свидетельствуют данные Thomson Reuters Kortes.

Наталья Мильчакова считает, что реальной мерой по сдерживанию роста цен на бензин могло бы стать льготное налогообложение, отмена акцизов на светлые нефтепродукты и осуществление на практике предложения НТС об обязательной реализации на бирже не менее 15–25% произведенных нефтепродуктов.

В Минэнерго сказали «Известиям», что проработают предложение НТС при получении соответствующего поручения из правительства. В Минфин предложения НТС не поступали, отметили в ведомстве.

В пресс-службе правительства и крупнейших нефтекомпаниях на момент публикации не ответили.

О законе и правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: