Национальный режим в 44фз это

Содержание
  1. Национальный режим в госзакупках: практика применения | Контур.Закупки
  2. Суть национального режима
  3. Схема 1. Действие разных мер национального режима в закупках
  4. Правовое регулирование
  5. Таблица. Список нормативных актов, регулирующих национальный режим в госзакупках
  6. Применение запрета
  7. Применение ограничения
  8. Применение условий допуска
  9. Схема 2. Предоставление ценовой преференции в связи с национальным режимом
  10. Национальный режим по 44-ФЗ: основные изменения-2020
  11. Общие положения о применении национального режима по 44-ФЗ
  12. Запреты по национальному режиму по 44-ФЗ в 2020 году
  13. Национальный режим по Закону № 44-ФЗ: практика применения
  14. Каким образом узнать, что в государственной закупке действует национальный режим?
  15. Какими документами можно подтвердить страну происхождения товара?
  16. Что может быть, если к заявке не будут приложены подтверждающие документы?
  17. В сертификате по форме СТ-1 и декларации указаны разные данные: что будет?
  18. Как заказчиком проверяется происхождение товара?
  19. Есть ли возможность задекларировать российский товар, поставив при этом китайский?
  20. Заказчик может пойти навстречу, но только по обоюдному согласию
  21. Сертификат по форме СТ-1: как его получить?
  22. В заявке часть товара иностранная, а часть российская: что будет?
  23. При аукционных торгах
  24. При проведении других конкурентных закупок
  25. Закупаемый товар не производится в странах ЕАЭС: что делать?
  26. :
  27. Национальный режим в закупках: как работают запреты по 44‑ФЗ
  28. Запреты товаров машиностроения
  29. Как действует запрет
  30. Как подтвердить страну происхождения
  31. Когда запрет не действует
  32. Запреты программного обеспечения
  33. Запрет устройств хранения данных
  34. Запрет по Постановлению Правительства № 616
  35. Запрет не действует, если
  36. Национальный режим в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ: принципы применения 2021 г
  37. 1. Режим национального благоприятствования: причины введения
  38. 2. Национальный режим закупок по 44-ФЗ
  39. 3. Применение национального режима при закупке товаров
  40. 4. Национальный режим закупок по 223-ФЗ

Национальный режим в госзакупках: практика применения | Контур.Закупки

Национальный режим в 44фз это

Закон 44-ФЗ не слишком подробно поясняет вопросы национального режима. Вместе с тем для заказчиков существует много правил, установленных подзаконными нормативными актами. Сегодня рассмотрим, как работать с требования нацрежима.

Суть национального режима

Национальный режим в закупках представляет собой набор мер:

  • заперт на закупку отдельных товаров производства зарубежных стран;
  • ограничение на закупку иностранных товаров;
  • условия их допуска на рынок госзакупок.

Правительство РФ утвердило перечни объектов иностранного производства, которым запрещено участвовать в закупках. А также списки объектов, которые могут участвовать при определенных ограничениях. Что касается условий допуска на рынок госзакупок, то они устанавливаются регулятором.

На следующей схеме показано, как работают меры нацрежима.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Схема 1. Действие разных мер национального режима в закупках

ЗапретОграничениеУсловия допуска
Если участник предложил иностранный товар, закачк его заявку отклоняет.Исключение: в РФ или странах Таможенного союза объект закупки не производитсяПравило «Третий лишний»: заказчик должен отклонить иностранную заявку, если поданы 2 заявки из РФ или ЕАЭС с товаром от разных производителей.Есть исключения, например, закупка по постановлению № 1469 (стены) – достаточно одной заявки с российским товаромЗаявка с иностранным товарам не отклоняется, но предложение с российским товарам имеет 15%-ную ценовую преференцию.Особенности: при реализации каждого метода закупки преференция предоставляется по-своему (См. Схема 2)
Примеры: иностранное ПО, товары машиностроенияПримеры: медизделия и препараты, радиоэлектроникаСамые разные товарные группы

Правовое регулирование

Нормативная база по нацрежиму обширна. Мы собрали все НПА в одной таблице. Заказчику следует изучить все нормативные акты, поскольку в каждом из них установлены собственные правила применения. Ну и, конечно, перечни товаров, на которые сей нормативный акт распространяет.

Таблица. Список нормативных актов, регулирующих национальный режим в госзакупках

Название (ПП — постановление Правительства)Сфера регулирования
Запрет на допуск к закупкам
1ПП от 14.01.2017 № 9Общее
2ПП от 14.07.2014 № 656Отдельные виды товаров машиностроения
3ПП от 16.11.2015 № 1236Программное обеспечение
4ПП от 11.08.2014 № 791Товары легкой промышленности и услуги по их прокату
5ПП от 05.09.2017 № 1072Отдельные виды товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Ограничения на допуск к закупкам
1ПП от 26.09.2016 № 968Отдельные виды радиоэлектронной продукции
2ПП от 04.12.2017 № 1469Медицинские изделия — стенаты для коронарных артерий, катетеры для ангиопластики и эмболэктомии
3ПП от 05.02.2015 № 102Отдельные виды медицинских изделий
4ПП от 30.11.2015 № 1289Лекарственные препараты из списка жизненно важных
5ПП от 22.08.2016 № 832Отдельные виды пищевых продуктов
Условия допуска
1Приказ Минэкономразвития 25.03.2014 № 155.Общее

При планировании закупок заказчик должен знать, какими из вышеупомянутых актов регулируются правила нацрежима для того либо иного объекта.

Информацию об этом необходимо указать в плане-графике в столбце 27.

Чтобы ссылки на нормативные акты там отразились, в ЕИС нужно перейти во вкладку «Условия закупки» и прописать НПА в разделе «Преимущества и требования к участникам закупки»:

Нужно прописать регулирующие НПА в этом разделе, и тогда они отразятся в плане-графике

Применение запрета

Допустим, заказчику нужно закупить автотранспортные средства — автобусы (ОКПД 29.10.30.111). Они входят в перечень из постановления № 656. В этом документе объекты закупки разделены на две группы. И для каждой из них установлены перечни документов, при предоставлении которых запрет применяться не будет.

Предмет закупки заказчика входит в группу № 1. Действие запрета не будет распространяться, если участник приложит к заявке один из трех документов:

  1. Копию специнвестконтракта, которую заверил руководитель организации — участницы такого контракта.
  2. Акт экспертизы, подтверждающий, что предложенный товар удовлетворяет требованиям из постановления № 719 от 17 июля 2015 года (выдается Торгово-промышленной палатой).
  3. Сертификат по форме СТ-1, подтверждающий российское или приравненное к нему происхождении товара.

Заказчик получил 3 заявки. Вторые их части содержались следующие документы:

  1. Участник 1. Копия специнвестконтракта.
  2. Участник 2. Сертификат СТ-1.
  3. Участник 3. Сертификат СТ-1, не удостоверяющий требованиям постановления 14.07.2014 № 656. Заявка отклонена.

Таким образом, к участию в закупке допущены два участника – № 1 и № 2.

Применение ограничения

Выше мы упоминали о том, что ограничение — это правило «Третий лишний».

Суть в том, что все заявки с иностранными товарами отклоняются в том случае, если есть как минимум две заявки (в отдельных случаях — одна заявка) с товаром из РФ или ЕАЭС (в некоторых случаях допускаются только товары из России). Причем эти заявки должны содержать предложения разных производителей.

Допустим, заказчику нужно закупить лекарственный препарат из списка жизненно важных (распоряжение Правительства от 23.10.2017 № 2323-р). Здесь вступает в работу постановление № 1289. Оно требует, чтобы поставщики подтвердили происхождение препарата, приложив ко второй части заявки сертификата СТ-1.

Заявки подали 4 участника:

  1. Участник 1. Предложил препарат, произведенный в России, приложил сертификат СТ-1.
  2. Участник 2. Предложил препарат, произведенные в Европе.
  3. Участник 3. Предложил препарат, произведенный в России, приложил сертификат СТ-1.
  4. Участник 4. Предложил препарат, произведенный в России, не приложил сертификат СТ-1.

В этом случае заказчик должен «включить» ограничение из постановления № 1289. Ему следует отклонить заявку участника № 2, поскольку она содержит препарат иностранного производства. Заявку участника № 4 также нужно отклонить, поскольку он не приложил сертификат. Таким образом, к участию допущены два поставщика.

Применение условий допуска

С условиями допуска из приказа Минэкономразвития № 155 все не так просто. Во-первых, приказ распространяется на самые разные товары, начиная с овощей и заканчивая мебелью.

Тогда как «запретные» и «ограничительные» постановления имеют узкую направленность. Во-вторых, для каждого вида процедуры правила предоставление ценовой преференции работают по-своему.

Это видно из Схемы 2.

Схема 2. Предоставление ценовой преференции в связи с национальным режимом

Виды закупок
Конкурс,Запрос котировокЗапрос предложенийАукцион
Заявка участникаОкончательное предложениеПобедитель
Заявка (окончательное предложение) содержит иностранный товарЗаявка (окончательное предложение) содержит товар из РФ или ЕАЭСЗаявка содержит предложение иностранного товараЗаявка содержит предложение товара из РФ или ЕАЭС
Преференции нетПри оценке контракта учитывается цена на 15% нижеС победителем заключается контракт по цене на 15% ниже предложеннойПреференции нет
Преференции нет
Конкурс, Запрос котировок, Запрос предложенийАукцион
В закупки только часть товара включена в перечень из приказа № 155Закупка признана несостоявшейсяВсе заявки содержат предложения поставки иностранного товара
Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке составляетменее 50%Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке победителя составляетболее 50%

В частности, если заказчик проводит запрос котировок или конкурс, то оценивает заявки с российским товаром по критерию «цена контракта», как будто они содержат цену на 15% дешевле. Если же проводится аукцион, то в случае победы заявки с иностранным товаром контракт будет заключаться по цене, на 15% ниже предложения поставщика.

Также существуют случаи, когда преференции из приказа № 155 не предоставляются (см. Схему 2).

Рассмотрим закупку госмедучреждением медицинских изделий, попадающих под приказ № 155. Закупка проводится через аукцион, начальная цена — 98 000 рублей. Поставщики в качестве подтверждения происхождения изделий должны приложить декларацию.

Пример 1. Были поданы 5 заявок, все они допущены к аукциону. По итогам аукциона получилось вот что:

  1. Участник 1. Продукция китайского происхождения. Цена — 97 500 рублей.
  2. Участник 2. Продукция китайского происхождения. Цена — 81 350 рублей.
  3. Участник 3. Продукция российского происхождения. Ценового предложения не подано.
  4. Участник 4. Продукция китайского происхождения. Цена — 76 000 рублей.
  5. Участник 5. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.

Итак, участники № 3 и № 5 не стали участвовать в торгах. Таким образом, единственное предложение российского товара из аукционного выбрало. Следовательно, 15%-ное снижение цены контракта не применяется. Заказчик заключил контракт по цене 76 000 рублей.

Пример 2. На аукцион были поданы следующие заявки:

  1. Участник 1. Продукция китайского происхождения. Цена — 97 500 рублей.
  2. Участник 2. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.
  3. Участник 3. Продукция российского происхождения. Цена — 81 350 рублей.
  4. Участник 4. Продукция российского и китайского происхождения. Цена — 76 000 рублей.
  5. Участник 5. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.

Как видно, участник № 4 предложил товары, смешанные по происхождению. Однако он не продекларировал соотношение долей изделий китайского и российского производства.

В процессе расчета доли по цене единицы за товар при обосновании НМЦК вышло, что товара российского происхождения менее половины. Это значит, что включается правило 15%-ного снижения цены.

Заказчик заключил контракт с участником № 4 по цене 64 600 рублей.

Национальный режим по 44-ФЗ: основные изменения-2020

Национальный режим в 44фз это

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Общие положения о применении национального режима по 44-ФЗ
  • Запреты по национальному режиму по 44-ФЗ в 2020 году
  • Изменения в ограничениях по национальному режиму по 44-ФЗ в 2020 году
  • Применение национального режима по 44-ФЗ согласно условиям допуска по приказу № 126н

Национальный режим по 44-ФЗ – это набор правил, регулирующих приобретение на государственных торгах продукции иностранного производства, а также работ и услуг, выполняемых зарубежными физическими и юридическими лицами (за исключением стран ЕАЭС).

В материале мы рассмотрим области применения этого понятия по закону 44-ФЗ. Коснемся нормативно-правовых актов, подготовленных Правительством Российской Федерации, для реализации национального режима.

Общие положения о применении национального режима по 44-ФЗ

Национальный режим по 44-ФЗ представляет собой перечень правил, установленных на законодательном уровне, которые действуют:

  • на товары, изготовленные на территории одной или группы зарубежных стран;
  • на работы, услуги, предоставляемые иностранными лицами в рамках закупок;
  • аналогичным образом, что и для ТРУ, предоставляемых российскими лицами, в случаях и на условиях, зафиксированных договорами РФ международного уровня.

Согласно п. 10 ст. 42, ч. 1 ст. 54.3, ч. 1 ст. 64 закона 44-ФЗ, все данные, касающиеся национального режима, закрепляются только в извещении и документации по закупке.

Не допускается вносить информацию относительно существующих запретов и ограничений в план-график, согласно части 2 ст. 16 закона о госзакупках, ПП РФ № 1279 от 30.09.2019 г.

В документах по торгам, извещении заказчик должен прописать ограничения, случаи их использования, зафиксированные на законодательном уровне.

Когда национальный режим при осуществлении закупки по 44-ФЗ используется в обязательном порядке, в документах необходимо:

  • указать, что под данный режим не попадают товары, произведенные в ЕАЭС;
  • зафиксировать правила и список бумаг, на основании которых участники будут подтверждать соответствие действующим ограничениям/условиям допуска;
  • установить порядок обработки заявок комиссией заказчика (для медикаментов осуществляется по ПП РФ № 1289 от 30.11.2015 г.).

Запреты по национальному режиму по 44-ФЗ в 2020 году

Постановления правительства РФ, устанавливающие запреты при закупках по 44-ФЗ:

  • действуют в случаях проведения тендеров для восполнения нужд государственного и муниципального уровня;
  • запрещают допуск продукции, изготовленной за пределами РФ, – под данное правило не попадают товары из ЕАЭС;
  • устанавливают случаи, в которых не могут применяться запреты на допуск зарубежных товаров (кроме товаров ЕАЭС);
  • фиксируют, что исполнитель обязан подтвердить соответствие продукции требованиям либо наличие/отсутствие ее производства в указанных законом субъектах;
  • закрепляют перечень зарубежных товаров/их некоторых видов, подпадающих под запрет на допуск к закупкам.

30.04.2020 г. на портале правовой информации было размещено ПП РФ № 616, затрагивающее тему национального режима в закупках по 44-ФЗ. Данный акт зафиксировал новые нормы использования запретов.

С этого года заказчики не имеют права покупать иностранную продукцию, призванную обеспечивать оборону и безопасность границ государства.

Во всех других ситуациях предполагается применение схемы «третий лишний» и преференций по цене.

Дело в том, что по п. 12 данного постановления закупки ТРУ для целей обороны, безопасности государства относятся к госпрограммам по вооружению, другим мероприятиям гособоронзаказа, осуществляемым только определенным кругом заказчиков. При этом используются перечни ТРУ, утвержденные исполнительной властью федерального уровня.

Такие меры установлены, чтобы облегчить процедуру закупки. Также они позволяют внести в постановление все акты, в которых содержатся ограничения, связанные с национальным режимом в госзакупках по 44-ФЗ.

В основе данного ПП РФ лежит аналогичный документ № 239 от 07.03.2019 г., запрещающий допуск к участию в торгах поставщиков некоторых разновидностей зарубежной продукции станкоинструментальной промышленности.

Национальный режим по Закону № 44-ФЗ: практика применения

Национальный режим в 44фз это

По применению национального режима в соответствии с Законом № 44-ФЗ на практике возникает немало вопросов. С этой статье будет рассмотрен ряд вопросов, к примеру, где получить сертификат СТ-1?

По применению национального режима в соответствии с Законом № 44-ФЗ на практике возникает немало вопросов, к примеру: как подтвердить российское происхождение определенных товаров? Где получить сертификат формы СТ-1? Что делать в случае, если заявка содержит российский и иностранный товар?

Каким образом узнать, что в государственной закупке действует национальный режим?

Если на какой-либо товар распространяется нацрежим, то в плане-графике государственный заказчик должен указать требование, а в закупочных документах отразить:

  • ссылку на правительственное постановление, на основании которого действует национальный режим;
  • условие, касающееся того, что в заявке участником указывается цена за единицу по каждой позиции, и участник является ответственным за предоставление недостоверной информации о стране, где товар был произведен;
  • какими документами участник имеет возможность подтвердить, что место происхождения товара – одна из стран ЕАЭС.

Какими документами можно подтвердить страну происхождения товара?

Какой документ необходимо приложить к заявке, определяется видом продукции. Это может быть:

  • акт экспертизы ТПП (срок его действия составляет один год);
  • декларация о стране происхождения (в свободной форме);
  • сертификат по форме СТ-1, который выдан на основании акта экспертизы либо по заявлению поставщика: годовой (на лекарства), трехмесячный либо разовый;
  • СПИК, или копия специального инвестиционного контракта (если юридическое лицо инвестирует более 3 млрд. рублей в производство товара в России, а государство производит его закупку без проведения конкурса).

При закупках ряда товаров Правительство РФ указывает, какими документами участник закупки имеет право подтвердить страну происхождения.

К примеру, при проведении закупок радиоэлектронной продукции:

При проведении закупок товаров машиностроения или мебели:

  • актом экспертизы ТПП;
  • СПИК;
  • сертификатом по форме СТ-1.

При проведении закупок медицинских изделий, для которых имеются ограничения допуска, – сертификатом по форме СТ-1.

При проведении закупок продуктов – декларацией о стране, где был произведен товар (в свободной форме), а также стране его происхождения.

При проведении закупок товаров легкой промышленности – декларацией страны происхождения товаров, а также материалов и полуфабрикатов, которые были использованы для производства товарной продукции.

При проведении закупок программного обеспечения – названием ПО, а также декларацией о стране его происхождения (в свободной форме).

Если при проведении закупок не устанавливается обязательное требование о предоставлении сертификата по форме СТ-1, то участником самостоятельно определяется форма, являющаяся подтверждением страны производства. Это может быть сертификат по форме СТ-1, декларация либо другой вышеуказанный документ.

Продавец и изготовитель продукции могут в свободной форме самостоятельно составить декларацию о стране-производителе товара (приказ МЭР РФ № 155 от 25 марта 2014 г.). К примеру, есть возможность прикрепить к заявке таблицу со страной происхождения и товарами по каждой из позиций.

Название страны происхождения должно быть указано в полном соответствии с классификатором стран мира (например, в нем нет страны США – есть Соединенные Штаты Америки).

Из-за такого казалось бы безобидного сокращения заказчик может отклонить вашу заявку, и будет прав. Например, об этом указано в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.09.

2017 № Ф10-3317/2017 по делу № А54-7222/2016. 

Что может быть, если к заявке не будут приложены подтверждающие документы?

При наличии запрета на закупки иностранных товаров заявка без подтверждающих документов будет отклонена (к примеру, если вами поставляются товары легкой промышленности или мебель).

Если нет запрета на поставку иностранных товаров, однако для российских товаров действует ценовая преференция, заявка будет рассматриваться как иностранная. То есть, при проведении аукциона надо будет заключать госконтракт с ценой, которая на 15 процентов меньше от предложенной, в других же конкурентных закупках при оценке заявки участник не получит снижающего коэффициента к своей цене.

Если при проведении закупки есть правило «третий лишний», то заявка участника будет рассмотрена как заявка с товаром иностранного производства. Если на госзакупку пришли минимум два участника, подтвердившие российское происхождение товара, то заявка будет отклонена.

В сертификате по форме СТ-1 и декларации указаны разные данные: что будет?

В первой части заявки на участие в электронном аукционе поставщиком должна быть задекларирована страна происхождения, во второй – приложен сертификат по форме СТ-1 (если таковой необходим).

Рассматривая заявку на аукцион, заказчик должен сопоставить документы в двух ее частях: в первой части – страну происхождения, во второй – сертификат по форме СТ-1. Расхождение данных свидетельствует о том, что победителем были предоставлены недостоверные данные. В этом случае заявка будет отклонена как несоответствующая требованиям закупки.

Как заказчиком проверяется происхождение товара?

В случае если в заявке достаточно будет задекларировать страну происхождения товара, госзаказчик верит победителю «на слово»: прописывает в контракте указанную страну происхождения, а проверку документов проводит лишь при приемке товара. В случае если при закупке требуется сертификат по форме СТ-1, заказчики могут самостоятельно убедиться, что он подлинный. Факт выдачи сертификата можно проверить в реестре (на сайте ТПП).

Есть ли возможность задекларировать российский товар, поставив при этом китайский?

Если при проведении закупки действовал национальный режим, то товар заменять не допускается, даже если он имеет улучшенные характеристики. От такого товара заказчик обязан отказаться. Победитель должен будет расторгнуть контракт либо осуществить поставку товара российского происхождения.

Заказчик может пойти навстречу, но только по обоюдному согласию

При расторжении заказчиком госконтракта по суду или в одностороннем порядке на основании предоставления поставщиком недостоверной информации, касающейся соответствия своего товара установленным требованиям, он станет победителем торгов. В таком случае поставщику грозит потеря обеспечения контракта и включение в РНП.

Сертификат по форме СТ-1: как его получить?

Документ можно оформить в региональной ТПП (основанием служит акт экспертизы, выполненный сотрудниками этой же палаты). Этот акт действителен в течение одного года после его выдачи. Для получения сертификата участник торгов должен написать заявление в ТПП, приложив к нему:

  • правоустанавливающие документы (для физических лиц – паспорт, для юридических лиц – свидетельство о регистрации, а также постановке на учет);
  • годовой акт экспертизы (при его наличии).

Если акта не имеется, то чтобы получить СТ-1 необходимо представление:

  • лицензии о производстве товара;
  • сведений, подтверждающих возможность производить товар (в ТПП следует уточнить, какие именно сведения представлять).

В заявке часть товара иностранная, а часть российская: что будет?

Если существует запрет в отношении закупки иностранных товаров, то заявки с полностью либо частично иностранной продукцией будут отклонены. Если же действуют определенные ценовые преференции, действия заказчика будут зависеть от того, какова стоимость товара из ЕАЭС, указанная в заявке.

При аукционных торгах

Если стоимость товара, происходящего из ЕАЭС, составляет более 50 процентов от цены заявки, то у поставщика есть право на получение преференций, и при победе его цена не будет снижена на 15 процентов.

Если указанная в заявке победителя аукционных торгов стоимость товаров из государств, являющихся членами ЕАЭС, составляет менее 50 процентов от стоимости остальных товаров, то при победе общую цену госконтракта снизят на 15 процентов.

При проведении других конкурентных закупок

Если в запросе предложений, котировке либо конкурсе в своей заявке участник предлагает продукции из ЕАЭС более 50 процентов, он получит преференции, а к цене его заявки применяется понижающий коэффициент.

Отметим, что значение имеет не объем товара, а его цена. К примеру, 51 процент от объема заявки составляет соль иностранного производства, 49 процентов – сахар из стран ЕАЭС.

Но поскольку сахар дороже, то в заявке стоимость российского товара будет больше 50 процентов от цены всего объема закупки, при этом поставщик получит преференции.

По этой причине госзаказчик в закупках с национальным режимом будет просить указать происхождение, а также стоимость по каждой позиции товара.

Закупаемый товар не производится в странах ЕАЭС: что делать?

Если закупаемый товар не производится в странах ЕАЭС, то заказчик может приобрести иностранный товар. Единственный документ, доказывающий отсутствие российских аналогов, – соответствующее заключение Минпромторга РФ. Другие же доказательства будут проигнорированы заказчиком, и заявка с иностранным товаром будет отклонена.

Теги: национальный режим,

Количество просмотров: 6769

:

Национальный режим в закупках: как работают запреты по 44‑ФЗ

Национальный режим в 44фз это

Это вторая часть статьи о национальном режиме. В ней — о том, какие зарубежные товары нельзя закупать и в каких случаях заказчики могут обойти такой запрет.

В первой части статьи мы рассказали об одной из мер национального режима — ограничении закупки. Вторая мера — запрет на закупку некоторых товаров, которые производятся за границей.

Как и в первом случае, страны-участницы евроазиатского экономического содружества (ЕАЭС) не попадают под этот запрет. Напомним, что в состав содружества помимо России входят: Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.

Заказчик не может заключить контракт на поставку зарубежных товаров, работ или услуг (ТРУ), если на них действует запрет. Он должен рассматривать только те заявки на участие, в которых поставщики предлагают российские товары или товары стран-партнеров.

Например муниципальный детский сад проводит закупку на 60 рулонов хлопчатобумажной ткани. В документации заказчик указал, что на закупаемую ткань действует нацрежим. Заявки на участие подали три поставщика: первый предложил ткани из России, второй — из Белоруссии, а третий — из Индии.

В двух заявках предлагаемые товары произведены не в России, но заказчик отклонил только одну из них. Белоруссия входит в состав ЕАЭС, поэтому на местные товары запрет не распространяется.

Не позднее, чем через десять дней после того, как заказчик заключит контракт, он должен передать информацию об итогах закупки в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП).

При этом после подписания поставщик может заменить поставляемый товар, только если товар на замену произведен в ЕАЭС.

Правила применения запретов для разных категорий товаров правительство прописало в пяти постановлениях. Рассмотрим особенности каждого из них.

Запреты товаров машиностроения

Нормативный документ: Постановление Правительства (ПП) № 656

Как действует запрет

При закупке автомобилей, машин общественного транспорта и спецтехники, которые правительство перечислило в приложении, заказчик отклоняет все заявки с заграничными товарами.

Также заказчик не может заключать договор лизинга, если после окончания срока действия этого договора он должен выкупить товар.

Как подтвердить страну происхождения

Поставщик предоставляет сертификат о происхождении товара, который выдал уполномоченный орган государства-участника ЕАЭС. Например в России этот сертификат можно получить в Торгово-промышленной палате, а в Казахстане — в Национальной палате предпринимателей республики.

Когда запрет не действует

  • Если закупаемые товары производят по специальному инвестиционному контракту. Чтобы это подтвердить, поставщик предоставляет копию контракта.
  • Если производитель — юридическое лицо — который до 1 января 2015 года ввозил автокомпоненты для сборки машин по соглашению с Минэкономразвития. Если производитель не соблюдал условия соглашения, эти исключение к нему применить нельзя. Исключение действует до июля 2020 года.
  • Если производитель — хозяйствующий субъект, который до 1 апреля 2016 года работал по Соглашению от 18.06.2010 года и выполнял как минимум одну из работ перечня. Например, сваривал, окрашивал или собирал кузова. Это исключение действует до 1 июля 2020 года.
  • Если заказчик проводит закупку по одной из программ трансграничного сотрудничества. Чтобы это подтвердить, заказчик запрашивает специальное заключение в Министерстве промышленности и торговли.
  • Если заказчик проводит закупку для дипломатических представительств и консульств России в иностранных государствах.

Запреты программного обеспечения

Нормативный документ: ПП № 1236

Запрет устройств хранения данных

Нормативный документ: ПП № 1746

Запрет по Постановлению Правительства № 616

В мае 2020 года вступило в силу Постановление № 616. В нем правительство отменило шесть старых актов, которые накладывали запрет на отдельные виды товаров. Например ПП № 791, действовавшее на товары легкой промышленности. Новое постановление объединило в себе старые акты и частично изменило порядок действия запрета.

Запрет не действует, если

  • В России не производят нужные товары. В этом случае заказчик получает в Минпромторге специальное разрешение на закупку зарубежных товаров. Единственное исключение — закупка для нужд обороны и безопасности, в этом случае разрешение брать не нужно.
  • Заказчик закупает один товар дешевле 100 000 руб., или несколько таких товаров, которые стоят меньше 1 000 000 руб. Это исключение нельзя применить к некоторым пунктам из списка, например к тканям, одежде и обуви.
  • Заказчик закупает товар определенной торговой марки потому, что только он может взаимодействовать с уже имеющимся товаром. Это исключение нельзя применять при закупке легковых, пассажирских или грузовых автомобилей, тракторов, автокранов и оборудования для обработки пищи.
  • Заказчик закупает запчасти или расходные материалы к имеющимся металлообрабатывающим станкам, а также к станкам для обработки камня, дерева и твердых материалов.
  • Заказчик — федеральная служба безопасности или обороны, МВД, служба или органы внешней разведки, служба войск нацгвардии, управление делами или специальными программами президента.
  • Заказчик — ФСО — закупает товары для обеспечения государственной охраны.
  • Заказчик — МВД — закупает транспорт для обеспечения безопасности объектов госохраны.

Национальный режим в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ: принципы применения 2021 г

Национальный режим в 44фз это

1. Режим национального благоприятствования: причины введения

2. Национальный режим закупок по 44-ФЗ

       При осуществлении закупок по государственным контрактам, согласно 44-Ф и 223-ФЗ, в рамках политики импортозамещения вводится национальный режим.Каковы причины его введения?

1. Режим национального благоприятствования: причины введения

1) Обеспечение политического и экономического суверенитета страны.

Суверенное государство может быть независимым политически только при условии экономической свободы. Если, как это было в 90-е годы, на рынке промышленных и, тем более, продовольственных товаров преобладает импортная продукция, говорить о свободе и суверенитете бессмысленно.

2) Укрепление реального сектора отечественной экономики.

3) Развитие российской промышленности и сельского хозяйства.

4) Обеспечение стратегической национальной безопасности.

Возникли сложности с заполнением документов?

         Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

Обратиться к специалистам

2. Национальный режим закупок по 44-ФЗ

Основными видами мер для функционирования национального режима по 44-ФЗ являются:

1) преференции для товаров, произведенных в РФ и стран ЕАЭС;

2) ограничения для импортных продуктов;

3) запреты на зарубежную продукцию.

В законодательных актах приведены перечни товаров, работ и услуг, при закупке которых применяются данные механизмы.

Предпочтения при закупочных процедурах отдаются ТРУ из России и стран Евразийского экономического сообщества. Организаторам торгов по государственным контрактам законодательно предписано применять для участников, которые указывают в заявке на исполнение контракта товары из ЕАЭС, пятнадцатипроцентный понижающий коэффициент.

Иначе говоря, для предложений отечественных товаров ведется протекционистская политика: при наличии заявки с предложениями отечественных ТРУ, либо производства ЕАЭС, у поставщиков, продающих импортные продукты, практически нет шансов, поскольку цена заявки для ТРУ из ЕАЭС будет рассматриваться с преференцией на 15% ниже, при этом цена контракта останется неизменной.

Если участник, выигравший аукционные торги, указал в качестве объекта поставки по меньшей мере один импортный продукт, контрактная цена понижается на 15%, при условии, что другие участники предлагают поставки ТРУ, произведенных только в РФ, или ЕАЭС.

Названные механизмы не работают в ситуации, когда все поставщики предлагают поставить продукцию, произведенную только в России или ЕАЭС или, наоборот, все заявки содержат среди предложений по меньшей мере одно наименование импортной продукции.

3. Применение национального режима при закупке товаров

Ограничения как форма действия национального режима в сфере закупок по 44-ФЗ относятся к следующим товарам:

1) медицинская техника;

2) лекарства;

3) продовольственные товары;

4) пищевая продукция;

5) электроника и средства радиосвязи.

Закупка любой из перечисленных групп товаров регламентируется соответствующим законодательным актом.

Уже предложен к рассмотрению проект правового документа, где прописан полный запрет в 2020 году на осуществление закупок иностранной продукции, имеющей стратегическое значение для обороны и безопасности России. Постоянно растет и список зарубежных товаров, закупка которых ограничена определенными условиями.

Проект Постановления также перечисляет условия, при которых не действуют исключения из регламента закупок зарубежной продукции.

4. Национальный режим закупок по 223-ФЗ

По 223-ФЗ перечень ТРУ для ограничений отсутствует, но рекомендуется отдавать предпочтение отечественным производителям.

Поэтому заказчик может установить преференцию для любого отечественного товара. Понижающий коэффициент должен быть указан в документации.

Однако запретов и ограничений в закупках по 223- ФЗ нет, поэтому участвовать в них могут поставщики как отечественных, так и импортных ТРУ.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

О законе и правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: