Образец интерпретации ито собчик

Индивидуальный типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик

Образец интерпретации ито собчик

Среди различных психодиагностических методик порой встречаются очень необычные и оригинальные.

Именно к такой категории можно отнести индивидуальный личностный опросник (ИТО), разработанный российским психологом, доктором психологических наук и одним из ведущих специалистов по психодиагностике и психологии индивидуальности – Людмилой Николаевной Собчик. Здесь же следует сказать о том, что ИТО является довольно молодой методикой, руководство по которой было впервые опубликовано лишь в 1995 году.

Основой представленной методики послужила разработанная самой Л. Н.

Собчик теория ведущих тенденций, в которой основой личностного фактора может являться одна или же несколько ведущих тенденций, которые пронизывают различные уровни развития личности человека, начиная врождёнными свойствами темперамента, затем через характер, формирующийся в течение жизнедеятельности, к уже осознанной личности, имеющей своё собственное «Я». Именно эти ведущие тенденции определяют такие психологические особенности человека, как его переживания, мотивация, стиль взаимодействия с другими людьми и познавательные процессы. Сама же методика рассчитана на представление количественных оценок того, насколько выражены данные индивидуально-психологические свойства личности, посредством графических изображений соотношений которых становится возможным понимание степени компенсированности их выхода за нормальные рамки и анализ преобладающих социально-психологических тенденций, а также индивидуального стиля человека.

ИТО применяется специалистами в сфере профориентации, при работе с кадровым составом организаций, в семейном консультировании и в образовательной сфере с целью поиска индивидуального подхода к конкретному человеку.

Методологические основы ИТО Л. Н. Собчик

Индивидуальный личностный опросник ставит своей целью изучение основных свойств личности человека, таких как экстраверсия (коммуникабельность, активность), интроверсия (закрытость, пассивность), ригидность (соревновательные качества, упорство), эмотивность (демонстративность, неустойчивость), тревожность (осторожность, повышенное чувство ответственности), сенситивность (вдумчивость, чувствительность), спонтанность (предприимчиовсть, раскрепощённость) и агрессивность (наступательность, стеничность).

Кроме того, посредством ИТО выявляется также стиль общения человека и его деловые качества, которых в опроснике всего представлено восемь – это зависимость, лидерство, нонконформизм, конформность, компромиссность, конфликтность, индивидуалистичность и коммуникабельность.

Как уже было упомянуто, ИТО основывается на авторской теории ведущих тенденций.

Согласно этой теории, модель личности можно сравнить с деревом, имеющим корни, уходящие в почву (генетический фактор); ствол (характер), формирующийся по мере взаимодействия врождённых особенностей личности и окружающей реальности; и крону (высший уровень личности), куда входят интересы, ценностная иерархия, профессиональная и социальная активность и т.д.

Также в теории Л. Н. Собчик структура личности представляет собой замкнутую саморегулирующуюся систему, где врождённые качества проходят через всё личностное древо от самых корней до его кроны. Различные типы индивидуально-личностных свойств и связанных с ними стилей поведения являются основой ИТО, в котором отражены основные закономерности происходящего в личности процесса саморегуляции.

Интерпретация результатов ИТО

Индивидуальный личностный опросник Л. Н. Собчик включает в себя 91 утверждение, заданное от первого лица, благодаря чему испытуемый получает возможность выявлять особенности своей личности, можно сказать, наедине с самим собой.

Помимо этого, результаты, полученные после прохождения ИТО, рассматриваются сквозь призму двух показателей шкал достоверности, которыми являются шкала лжи (шкала «L») и шкала аггравации (преувеличения) (шкала «F»).

Шкала лжи воздействует на искренность даваемых испытуемым ответов, а шкала аггравации влияет на подчёркивание свойств его характера.

Далее полученная информация обрабатывается при помощи специального ключа. Уровень выраженности любого из свойств личности оценивается по определённой шкале от 0 до 9 баллов. Характеристики показателей по всем шкалам можно интерпретировать так:

  • Интровертированность – указывает на то, что внимание человека обращено в его внутренний мир – мир его личных переживаний и представлений; склонность к иллюзорным представлениям и субъективным ценностям; стремление к обособленной работе, ограничению контактов с окружающими; избирательное общение;
  • Тревожность – указывает на осторожность, обдумывание решений, чувство ответственности по отношению к другим; повышенную озабоченность трудностями родных и близких, а также своими собственными проблемами и неудачами; стремление к помощи людям, работе социального характера;
  • Сенситивность – указывает на повышенную впечатлительность и чувствительность по отношению к событиям окружающей реальности, рефлексию, пессимистичный взгляд на будущее; чувство вины при неудачах, неконфликтность, потребность в понимании и гармоничных взаимоотношениях; гуманитарный склад ума;
  • Лабильность – указывает на эмотивность (повышенную чувствительность), резкие перепады настроения, сентиментальность; неустойчивость мотивации, склонность к эмоциональной вовлечённости; предрасположенность к работе творческого и социального характера;
  • Экстраверсия – указывает на направленность внимания во внешний, реальный мир; открытость, склонность к открытому общению и расширению контактов, коммуникабельность; мотивацию к достижению у спеха; стремление к социальной работе, а также к повышенной активности и экзальтированности;
  • Спонтанность – указывает на склонность к независимости и самоутверждению; совершение необдуманных поступков, предприимчивость; стремление к самостоятельной и творческой работе, преимущественно, без подчинения кому-либо;
  • Агрессивность – указывает на потребность в самореализации, упорство, наличие собственных принципов и интересов; практичное восприятие действительности, наступательность; склонность к активной деятельности, работе технического характера, а также к самоутверждению, вспыльчивости, эгоистичности;
  • Ригидность – указывает на гипертрофированное стремление к отстаиванию своих интересов и принципов, критичное отношение к позиции окружающих; субъективизм мышления, инертность установок, упорство; склонность к точным наукам, техническим и творческим видам деятельности.

Инструкция по прохождению ИТО

Для прохождения индивидуального личностного опросника не требуется никаких вспомогательных или дополнительных материалов, кроме перечня самих утверждений. Требуется прочитать каждое из утверждений, оценить, насколько оно соответствует вашей личности, а затем дать положительный или отрицательный ответ. После этого необходимо обработать результаты с помощью ключа.

Обработка результатов ИТО

Обрабатываются результаты при помощи соответствующего ключа – после прохождения ИТО испытуемый набирает определённое количество баллов, в зависимости от его ответов на утверждения.

В том случае, если показатели по всем представленным шкалам находятся на уровне 3-4 баллов, это будет говорить о том, что человек эмоционально устойчив, легко адаптируется к разным ситуациям, имеет множество профессиональных возможностей, однако его характер не является ярко выраженным, как и его эмоциональная выразительность. Следует знать, что о яркой выраженности особенностей характера будет говорить показатель от 5 до 7 баллов по всем шкалам. Если же показатели превышаю отметку в 7 баллов, это означает, что человек испытывает трудности при социально-психологической адаптации.

Основываясь на максимальных баллах шкал, находящихся рядом друг с другом, можно произвести определение стиля межличностного поведения, который, в свою очередь, может быть конфликтным, индивидуалистичным, компромиссным, конформным, неконформным, зависимым или лидерским. А различные сочетания показателей по всем шкалам ИТО позволяют обрисовать индивидуальные паттерны, составляющие личность человека.

Если вы хотите проанализировать себя по данной методике в интерпретации 4brain, то вы можете это сделать в нашем тренинге по самопознанию, где собраны лучшие мировые практики психологического тестирования.

Интерпретация к опроснику

Образец интерпретации ито собчик

Высокие показатели по этой шкале означают, что ребенок проявляет избыточную общительность, мешающую целенаправленности действий; повышенную отвлекаемость; болтливость.

При чрезмерном количестве друзей и знакомых контакты ребенка с ними остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых — мало настоящих друзей).
При обучении такие дети лучше усваивают материал в игровом, диалоговом режиме, чем по учебникам.

Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистичны и предприимчивы. Могут соврать, чтобы выйти из трудного положения, прихвастнуть, чтобы повысить свою значимость в глазах окружающих.

СПОНТАННОСТЬ (II)

Высокие показатели по этой шкале характерны для ребят с выраженной раскованностью, склонностью к свободному самоутверждению, стремящихся к лидированию или, по крайней мере, к независимости. Любые режимные рамки, стесняющие их свободу, вызывают противодействие.

Это — наиболее непослушные дети, нарушающие все правила и общепринятые нормы поведения скорее из духа противоречия, чем со зла. Все запретное их притягивает. Отсюда ранний интерес к курению, алкоголю, наркотикам. В ситуации семейного или школьного конфликта дети данного типа склонны к уходу из дома, к бродяжничеству. Это — самые злостные прогульщики и нарушители школьного режима.

Учатся неровно, в основном опираются на богатую интуицию, умело пользуются подсказками, легко воспроизводя целое из маленькой детали.

В школе такие дети — бич, но в своей дальнейшей жизни многие из них, благодаря предприимчивости, изворотливости и смелости, могут достичь небывалых успехов, сделать гениальные открытия, и тогда учителям бывает совестно за свою недальновидность.

АГРЕССИВНОСТЬ (III)

Повышенные показатели (4–5 баллов) по шкале агрессивности (стеничности) говорят о выраженной уверенности ребенка в себе, стремлении к самоутверждению, к двигательной активности и самостоятельности.

Шесть баллов указывают на излишнюю активность, импульсивное поведение при низкой подчиняемости, небрежность в выполнении заданий, склонность к агрессивным поступкам и прогулам, вплоть до злобных хулиганских действий. Такой тип личности более характерен для мальчиков, особенно в неполных семьях.

Такие мальчики не испытали в детстве настоящей родительской любви, тепла, доброты и заботы. Они привыкли с раннего детства противопоставлять себя окружению, бороться за себя.

Эти дети доставляют педагогам самые большие трудности, но жесткие методы работы (исключение из школы, перевод в специальный класс или школу, плохие отметки не столько за знания, сколько за поведение) здесь приведут лишь к еще большему ожесточению ребенка, и его личностная деформация будет усугубляться, так как злом зло не исправить.

РИГИДНОСТЬ (IV)

Высокие показатели по этой шкале характерны для ребят с выраженным упорством (если это касается достижения цели) и упрямством (если это проявляется в отстаивании своей точки зрения). Для них чрезвычайно важен собственный статус — и с позиций главенства, власти, и с точки зрения материального благополучия.

Они необычайно ревнивы к чужой славе и богатству, очень ревнивы в дружбе и любви, агрессивны в отстаивании своих прав. В учебе постигают материал постепенно, иногда — даже слишком медленно, но, усвоив, удерживают его крепко, в ответах опираются на накопленный опыт.

Интуиции и воображения им не хватает, поэтому им трудно воспользоваться даже хорошей подсказкой.

Для изучения материала таким ребятам нужна зубрежка. Благодаря хорошей усидчивости они могут добиваться неплохих успехов, а в связи с выраженной соревновательностью в характере могут бороться до последнего и побеждать.

ИНТРОВЕРСИЯ (V)

Ребята с высокими показателями по этой шкале отличаются молчаливостью, замкнутостью, отгороженностью. Они очень избирательны в выборе друзей, зато постоянны в своих привязанностях. Вдумчивы при изучении тех предметов, которые ими оцениваются как любимые. Материал ими усваивается лучше, когда они в одиночестве.

Литература и гуманитарные предметы даются легче, чем точные науки. Вербальный (словесный) интеллект чаще всего является преобладающим. Они не любят отвечать у доски перед всем классом.

Окружающие могут воспринимать их как угрюмых и недружелюбных, хотя на деле они нередко страдают от грубости и жесткости других ребят, а замкнутость является как бы защитной реакцией.

У них чаще всего есть свой мир мечтаний, их представление о жизни отмечено непрактичностью, склонностью к идеализации. Те из них, кого отличает высокий интеллект, могут проявить незаурядные способности, так как умеют хорошо сосредотачиваться и глубоко постигать интересующий их материал.

СЕНЗИТИВНОСТЬ (VI)

Показатели по этой шкале бывают высокими у ребят с выраженной впечатлительностью, чрезвычайно ранимых, обидчивых, склонных при неудачах давать депрессивные реакции. У них выражено стремление преувеличивать свою вину в случившемся.

По отношению к одноклассникам они занимают ведомую позицию, не стремятся к лидерству, уютнее чувствуют себя под прикрытием более сильной личности в классе, ищут поддержки у преподавателей и родителей.

В учебе ответственны и исполнительны, сверхтревожно реагируют на экзаменационную ситуацию, сверхболезненно относятся к низким оценкам. Они тяжело переживают грубость, неверность, обиды. При конфликтных ситуациях с их стороны следует бояться суицидальных тенденций и затяжных депрессивных реакций.

В учебе они больше ориентированы на гуманитарные науки, им лучше дается литература и русский язык, их увлекает поэзия, лирика. Они часто не ладят с математикой и физикой.

В любви и дружбе ребята такого типа проявляют значительное постоянство и преданность. Вдумчивый педагог этих детей щадит, уповая на их ответственность и моральную устойчивость, то есть совестливость.

ТРЕВОЖНОСТЬ (VII)

Повышенные показатели по шкале тревожности свидетельствуют о том, что у ребенка преобладают такие черты характера: нерешительность; обостренное чувство ответственности; внутренняя потребность соответствовать требованиям окружения — преподавателей, родителей, класса; мнительность; боязливость; склонность к необоснованным страхам. Ученики такого типа обычно проявляют старательность при выполнении заданий из-за страха получить плохую отметку, болезненно переживают упреки и наказания, очень нервничают перед разного рода контрольными заданиями и экзаменами. Проявляют верность и преданность в дружбе, но на ролях ведомых. Они являются преданными проводниками морали старших — родителей, преподавателей, любят пожаловаться на своих обидчиков, наябедничать. Такой тип чаще встречается среди девочек. Мальчики, принадлежащие к этому типу, выглядят как «тихони», «приличные», «воспитанные».

При достаточно продуктивном интеллекте и те и другие могут в силу старательности систематически получать высокие оценки за успеваемость, нравиться учителям, на них не жалуются родители.

Но стереотипный стиль мышления таких детей и компромиссность в поведении не позволит им совершить прорыв в какой-либо сфере знаний, и они всегда будут занимать ведомую позицию по отношению к сильным, неконформным личностям.

ЛАБИЛЬНОСТЬ (VIII)

Высокие показатели по этой шкале отражают выраженную эмоциональную неустойчивость (лабильность, подвижность) детей. Это дети, у которых настроение легко меняется — от избыточно веселого до резко пониженного.

Последнее характеризуется слезами, бурными реакциями огорчения: краснеет лицо, появляются головные и другие боли, учащается пульс, повышается температура, случаются обмороки, судорожные подергивания, тошнота и рвота. Это — весьма впечатлительные дети с богатым воображением, со склонностью к фантазированию.

Они любят быть в центре внимания, артистичны, охотно занимаются школьной самодеятельностью, поют, читают стихи, танцуют. В их поведении много подражательности, они легко входят в любые социальные роли. Основной рычаг педагогического воздействия — апелляция к их тщеславию.

Такой тип личности часто встречается у хороших спортсменов, особенно в индивидуальных и борцовских видах спорта. Из них также вырастают дисциплинированные и отважные воины. Из наук им лучше даются точные, конкретные знания.

Они чужды поэзии и сентиментальности, а в драках проявляют жесткость, агрессивность.

СОЧЕТАНИЯ ТИПОВ

Следует иметь в виду, что при тестировании не так уж часто встречается единственный пик. Гораздо чаще возникают различные сочетания, мозаика характерологических черт. Выраженная ригидность вместе со спонтанностью и экстраверсией формирует «сильный» (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами.

Сензитивность в сочетании с интровертированностью и тревожностью формирует атрибутику типологически «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры. Нижняя часть круга включает те типологические свойства, которые проявляются как ориентация на собственные субъективно обусловленные установки, то есть гомономность.

Верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность).

Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности и лабильности формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному.

Один из них — ригидный — характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой — лабильный (эмотивный) — отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демонстративности.

Девочки чаще относятся к гипотимному гетерономному типу, а мальчики — к гипертимному гомономному. Но это лишь теоретически верно, так как в жизни нередко встречаются смешанные и парадоксальные сочетания типологических свойств.

ВОСПИТАНИЕ «ЧЕЛОВЕКОВ»

Кроме того, кое-что зависит и от воспитания. Хороший воспитатель уважает природные качества ребенка: из медлительного или «мямлика» он не пытается сделать быстрого, «шустрика».

Хорошее воспитание позволяет ребенку развиваться достаточно свободно в русле его темперамента, лишь приучая его контролировать слабые черты своего характера и компенсировать их за счет сильных.

Ребенку надо многое прощать из того, что связано с естественными возрастными проявлениями (отвлекаемостью, подвижностью, разговорчивостью, импульсивностью, отсутствием опыта), и опираться на те качества, которые у взрослого человека чаще всего атрофируются: подражательность, способность к интуитивному постижению, богатая фантазия и образность мышления.

Процесс образования и воспитания должен быть дифференцированным. К каждому ребенку следует подбирать индивидуальный подход в соответствии с его типологическими личностными особенностями. Такая работа двояко выгодна: из ребенка выйдет толк, а педагог получит удовлетворение от своего труда, видя его благотворные результаты.

Педагогика не должна быть репрессивной. Только любовь и терпение помогут сделать из ребят «человеков». (Даже компьютер мне «подсказал», что слова «человеки» в словаре нет, но если написать «людей», будет не совсем верно, а словосочетание «воспитать человека» подразумевает некую обобщенную социально желательную идеологическую модель.

Поэтому пусть будет просто — человеков — имея в виду, что их должно быть много и разных.) Человек, если он не подвержен патологической, болезненной деформации, не бывает ни плохим, ни хорошим. Такими характеристиками он наделяется в конкретной ситуации межличностных отношений. Хорошим или плохим человек становится вследствие соответствия или несоответствия его поступков общепринятым нормам поведения.

Люди — просто разные, но они часто не хотят понять это, прощая все слабости «себе любимому» и проявляя нетерпимость к характерологическим особенностям других. Вот в чем вся проблема.

Людмила СОБЧИК,
доктор психологических наук

Образец интерпретации ито собчик

Образец интерпретации ито собчик

Детский вариант методики ИТО – Индивидуально-типологический детский опросник (сокр. ИТДО) прошёл апробацию на 112 детях (53 мальчика и 69 девочек) 10-15-летнего возраста.

Достоверность выводов о преобладающих индивидуально-личностных свойствах (ведущих тенденциях) подтверждена корреляционным анализом показателей ИТДО с феноменологически близкими или аналогичными по своей сущности данными детского варианта СМИЛ (MMPI), метода цветовых выборов (МЦВ) — адаптированного восьмицветового теста Люшера, результами самооценки и метода объективного наблюдения (г=0,78). Следует также отметить, что подростки 15 лет и старше справляются и с вариантом ИТО для взрослых.

Теоретические основы

В основе теоретического обоснования теста – опора на врожденные свойства, которые в процессе социализации трансформируются в черты характера и затем – в особенности личности. Количественные показатели методики позволяют отграничить нормальную, уравновешенную личность от акцентуированной и дезадаптированной.

Индивидуально-типологический опросник отличается от большинства других опросников малым числом пунктов (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, которые (по утверждению автора) не вызывают защитных реакций и настороженности со стороны испытуемого, так как не направлены на его морально-нравственные ценности и касаются в основном сторон характера, связанных с темпераментом человека, с быстротой его реакций на внешние стимулы или медлительностью, с его общительностью или замкнутостью, с устойчивостью или изменчивостью его эмоционального состояния, с наступательной жесткостью поведения или осторожностью и ранимостью, то есть с такими индивидуально-личностными особенностями, которые менее всего подлежат социально-оценочному обсуждению как плохие или хорошие черты.

Индивидуально-типологический опросник создавался на основе и под впечатлением от MMPI, адаптацией и рестандартизацией которого Собчик занималась длительное время. И СМИЛ, и его сокращённая версия, и данная методика периодически подвергаются критике за недостаточную валидность получаемых данных, зыбкую теоретическую основу и неклиническую стандартизацию.

Ключ к индивидуально-типологическому
опроснику

Этот личностный опросник Собчик, которым психолог занималась длительное время, несколько отличается от других своих аналогов зарубежного происхождения. Основные отличия:

  • Относительно небольшое количество пунктов в тесте. С одной стороны, 91 утверждение – это много, но с другой, в сравнении с иностранными личностными опросниками, в которых могут отмечаться свыше двухсот пунктов, тест Собчик является небольшим.
  • Простота утверждений, формирующих опросник. Создатель теста утверждает, что ситуации, обрисованные в каждом из пунктов, не вызывают защитных реакций психики тестируемого, благодаря чему он может отвечать предельно честно, без лишней настороженности.
  • Доказательная база теста очень сомнительна. Несмотря на то, что опросник неоднократно положительно проявил себя в ходе психологических исследований, он до сих пор подвергается жесткой критике из-за недостаточной валидности.

I Экстраверсия

Да — 12, 42, 44, 49.Нет — 14, 60.

II Спонтанность

Да — 4, 21, 29, 34.Нет — 19, 50.

III Агрессивность

Да — 7, 22, 51, 53.Нет — 36, 37.

Предлагаем ознакомиться:  Договор займа с досрочным погашением образец

IV Ригидность

Да — 9, 24, 26, 39.Нет — 41, 56.

V Интроверсия

https://www..com/watch?v=ytdeven-GB

Да — 3, 33, 35, 48. Нет — 5, 20.

VI Сензитивность

Да — 15, 28, 43.Нет — 11, 13, 30.

VII Тревожность

Да — 8, 23, 38. Нет — 52, 54, 59.

VIII Лабильность

Да — 10, 25, 40, 55, 58.Нет — 27.

L ЛожьДа — 16, 31, 45, 46 , 57, 61.F АггравацияДа — 2, 6, 17, 18, 32, 47.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 8 основных шкал, оценивающих 4 пары полярных качеств: Экстраверсия – Интроверсия, Спонтанность – Сензитивность, Агрессивность – Тревожность и Ригидность – Лабильность.

Кроме того, возможно выделение вторичных, «дериватных» (по Собчик) качеств из сочетаний первичных качеств.

Вторичных качеств также 8, и они тоже разделены на четыре пары полярных качеств: Лидерство – Зависимость, Конформность – Неконформность, Индивидуализм – Коммуникативность и Конфликтность – Компромиссность.

Кроме основных восьми шкал, методика содержит шкалы достоверности: «Ложь» и «Аггравация», позволяющие судить о надежности полученных результатов.

Общие принципы

Интерпретация результатов находится в прямой зависимости от количества значимых ответов каждой из восьми шкал.

Показатели в пределах нормы (3-4 балла) свойственны гармоничной личности; выраженные умеренно (5-7 баллов) – отражают акцентуированные черты; представленные избыточно (8-9 баллов) – выявляют состояние эмоциональной напряженности, затрудненную адаптацию, клинически очерченные симптомы.

Подсчёт баллов

Шкала Верно Неверно Ложь Аггравация Экстраверсия Спонтанность Агрессивность Ригидность Интроверсия Сензитивность Тревожность Лабильность
16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90
2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 79 91
12, 27, 29, 42, 44, 72 14, 57, 87
4, 19, 21, 34, 49, 50 6, 65, 80
7, 22, 36, 37, 51, 53, 68 66, 81
9, 24, 26, 39, 41, 56 71, 83, 86
3, 5, 33, 35, 48, 78 18, 20, 63
15, 28, 43, 59, 89 11, 13, 30, 74
8, 23, 38, 52, 54, 69, 84 67, 82
10, 25, 40, 55, 58 70, 73, 85, 88

Интерпретация шкал

Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по шкалам:

  • 0-1 балл: гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
  • 3-4 балла: в пределах нормы; гармоничная личность.
  • 5-7 баллов: умеренно выраженные значения; акцентуированные черты.
  • 8-9 баллов: избыточно выраженные значения; наличие дезадаптивных свойств.
  1. Экстраверсия (I) и интроверсия (V) как полярные индивидуально-типологические характеристики не требуют комментариев.
  2. Спонтанность (II) – раскованное самоутверждение, наступательность, стремление к лидированию, – сочетающая в себе экстравертированность (I) и агрессивность (III), формирует «сильный» (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, в то время как сензитивность (VI) (чувствительность, ориентация на авторитет более сильной личности, конформность, черты зависимости), представляющая собой сплав интровертированности (I) и тревожности (VII), формирует атрибутику типологически «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры. Нижняя часть полукруга включает те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные, субъективно обусловленные установки, то есть гомономность. Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность).
  3. Шкала «агрессивности» («стеничности» – III) при результатах 3-4 балла соответствует достаточно уверенной тенденции самоутверждения, активной самореализации, отстаивания своих интересов и лишь при высоких баллах указывает на эгоцентризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или действий.
  4. Противопоставленные друг другу типологические свойства ригидности (IV) и лабильности (VIII) формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них – ригидный – характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой – лабильный, эмотивный (VIII) – отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демон-стративности (личность, ищущая признания).
  5. Показатель «тревожности» (VII шкала) при умеренных баллах (3 – 4) выявляет лишь осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальную созвучность среде; при высоких показателях эта шкала выявляет избыточную тревожность, мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям.
  6. При этом, если показатели по шкале «Ложь» составляют более 5-ти баллов – достоверность сомнительна из-за неискренности испытуемого.
  7. Если аггравация более 5-ти баллов, то недостоверность данных снижена из-за стремления испытуемого подчеркнуть, утрировать имеющиеся проблемы.

Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), свидетельствуют о значительной эмоциональной напряженности и наличии внутреннего конфликта, если при этом показатели выше 5-ти баллов. Для нормы (в пределах 4-х баллов) это признак сбалансированности разнонаправленных.

Социально-психологические аспекты, то есть стиль межличностного поведения – лидерство/зависимость, конформность/ неконформность, коммуникабельность/индивидуализм, конф-ликтность/компромиссность, – проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при наиболее выраженных показателях по соседним шкалам, выявляющим преобладающие типологические свойства.

  1. «Конформность» – проявляется на стыке таких ведущих тенденций как «тревожность» и «сензитивность»: конформность как стиль поведения базируется на типологических свойствах неуверенности в себе, и избыточной ориентированности на общепринятые нормы поведения.
  2. Повышенная тревожность в сочетании с эмоциональной неустойчивостью в эксперименте показали высокую корелляцию с таким социально-психологическим свойством как «компромиссность», т.е. одновременное стремление к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой.
  3. «Зависимость» как стиль взаимодействия с микросоциумом оказалась тесно связанной с такими типологическими свойствами как «интроверсия» (склонность к уходу в мир идеальв, застенчивость, замкнутость) и «сензитивность» (чувствительность и ранимость в отношении средовых воздействий с выраженной потребностью к глубокой и постоянной привязанности и защите со стороны более сильной личности), так эти тенденции создают почву для поведения, направленного на избегания конфликта и поиска щадящей социальной ниши.
  4. «Лидерство» как свойство, проявляющщееся в норме ссамостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлению быть «ведущим», а не «ведомым», формируется сочетанием умеренно выраженной «спонтанности» и «агрессивности» (как продолжение высокой активности). Однако при высоких (8-9) баллах отражает самоуверенность и неумение соблюдать субординацию по отношению к старшим по должности или по возрасту лицам, или даже самовлюблённость и манию величия.
  5. «На стыке» таких свойств как «эмоциональная лабильность» и «экстраверсия» проявляется «коммуникативность». Этому способствует демонстративность поиски признания неустойчивой личности в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта.
  6. В то же время следует подчеркнуть, что «социальная пассивность», базирующаяся на интровертированности, здесь рассматривается как свойство неоднозначное: имеется ввиду менее выраженная реактивность внешних проявлений при одновременно более богатой интрапсихической активности, что проявляется как высокая рефлексивность (чувствительность к внешним воздействиям), напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию, склонность к мечтам и фантазированию.
  7. Напротив, «социальная активность» рассматривается как склонность к широким контактам с людьми, разговорчивость и двигательная раскрепощенность, но при этом ослаблена склонность к самосовершенствованию и тенденция к самонаблюдению.
  8. «Индивидуализм» сочетанием «интровертированности» с «ригидностью» и проявляется устойчивостью собственного, временами достаточно самобытного и субъективного мнения.
  9. Сочетаание «ригидности» с «агресивностью» проявляется конфликтнымм и неконфликтным стилем поведения.
  10. Если «Комформность» в норме проявляется как хранительница традиций и устоев общества, то «некомформность» – тенденция к отвержению общепринятых канонов и устаревших догм, спутница раадикализма и прогресса, которая при низком уровне развития или при патологии ведет к антисоциальным формам поведения.

https://www..com/watch?v=ytpressen-GB

Рисунок 3. Пример изображения индивидуально-типологического портрета при следующих количественных показателях: ложь — 2 балла, аггравация — 3, экстраверсия — 4, спонтанность — 6, ригидность — 4, интроверсия — 6, сензитивность — 7, тревожность — 5, лабильность — 4 балла свойств. Показатели 0 и 1 балл указывают на гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.

Суммируются значимые ответы, приведенные в ключе. За каждый ответ, совпадающий со значимым, начисляется один балл. Полученные по каждой шкале баллы откладываются на соответствующих радиусах схемы. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества

значимых ответов по восьми шкалам.3—4 балла.

Показатели в пределах нормы — гармоничная личность.5 баллов. Заостренные — акцентуированные черты. 6 баллов. Выраженные избыточно — дезадаптирующие свойства.Сильно выраженные тенденции (если показатели выше 4 баллов), компенсированные полярными свойствами (то есть, антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего

конфликта.

Если показатели ниже 4 баллов, то это говорит о сбалансированности разнонаправленных свойств.Если большинство показателей от 0 до 2 баллов, то это указывает на плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность, зависимость, конфликтность и

т.д.

https://www..com/watch?v=ytcopyrighten-GB

) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.Если по шкале «ложь» (неискренность) получено более 3 баллов, то данные недостоверны. Если по шкале «аггравация» получено более 3

баллов, то черты характера подчеркиваются.

Тест ИТО. Описание теста, интерпритация результатов

Образец интерпретации ито собчик

Индивидуально-типологический опросник состоит из 91 утверждения, с каждым из которых нужно согласиться либо нет. Все пункты теста достаточно просты и понятны. Отвечать следует искренне и внимательно, так как в опроснике предусмотрена оценка лживости. Тест позволяет определить особенности характера, а также наличие акцентуаций и признаков дезадаптации.

Только личность может действовать на развитие и определение личности.
К. Д. Ушинский

Индивидуально-типологический опросник был создан Л. Н. Собчик для оценки структуры личности, исходя из основных ее характеристик.

Теоретическая база теста основана на исследованиях врожденных свойств психики, которые со временем преобразуются в определенные черты характера, а после – в индивидуальные особенности личности.

Опросник направлен на выявление акцентуаций характера и проявления дезадаптации.

Л. Н. Собчик является российским психологом и занимается научной деятельностью до сих пор в возрасте 85 лет. Она известна своими достижениями в клинической диагностике психологических проблем.

Особенности опросника

Этот личностный опросник Собчик, которым психолог занималась длительное время, несколько отличается от других своих аналогов зарубежного происхождения. Основные отличия:

  • Относительно небольшое количество пунктов в тесте. С одной стороны, 91 утверждение – это много, но с другой, в сравнении с иностранными личностными опросниками, в которых могут отмечаться свыше двухсот пунктов, тест Собчик является небольшим.
  • Простота утверждений, формирующих опросник. Создатель теста утверждает, что ситуации, обрисованные в каждом из пунктов, не вызывают защитных реакций психики тестируемого, благодаря чему он может отвечать предельно честно, без лишней настороженности.
  • Доказательная база теста очень сомнительна. Несмотря на то, что опросник неоднократно положительно проявил себя в ходе психологических исследований, он до сих пор подвергается жесткой критике из-за недостаточной валидности.

Описание методики

Индивидуально-типологический опросник состоит из 91 пункта, каждый из которых представляет собой простое для понимания утверждение, с которым тестируемы может либо согласиться, либо нет.

Каждый вопрос относится к определенной шкале, благодаря чему формируются результаты. Однако в тесте присутствуют вопросы, которые не имеют отношения ни к одному из обследуемых факторов.

Они даны для улучшения достоверности опросника.

Оценка полученных результатов основывается на 8 шкалах, образованных противоположными по значению свойствами психики:

  • Экстраверт (направлен на окружающих);
  • Интроверт (направлен в себя);
  • Спонтанность (склонность к лидерству);
  • Сензитивность (ориентация на более сильного человека);
  • Агрессия (самоутверждение и самореализация);
  • Тревога (осторожность и ответственность);
  • Ригидность (эмоциональная устойчивость);
  • Лабильность (легкий и быстрый перепад эмоций).

Также имеются две дополнительные шкалы. Одна из них направлена на определение искренности тестируемого, а другая подразумевает вычисление акцентуации на сложности собственного характера.

Каждая шкала интерпретируется следующим образом:

  • 0 – 2 балла – свидетельствует об эмоциональной тупости либо о лживости во время исследования;
  • 3 – 4 балла – нормальные показатели;
  • 5 – 7 баллов – выраженные признаки акцентуации;
  • 8 – 9 баллов – признаки дезадаптации.

Существует отдельная версия опросника для детей, прошедшая клинические испытания и широко применяющаяся в возрасте 10 – 14 лет.

Описание дополнительных факторов

Вторичные оценочные шкалы были сформированы сочетанием первичных. Они являются признаками таких нарушений, как акцентуация и дезадаптация, если характеризуются высокими показателями. При результатах в пределах 3 – 4 баллов говорят о разноплановом развитии нормальной, сбалансированной личности. К вторичным факторам относятся:

  • Конформность. Чрезмерная неуверенность в себе и ориентировка на окружающих.
  • Зависимость. Человек максимально занимает оборонительную, пассивную позицию. Фактор объединяет такие шкалы, как сензитивность и интроверсия.
  • Лидерство. Качество положительное в умеренных количествах. При акцентуации проявляется излишней самоуверенностью, неуважением к окружающим, в особо запущенных ситуациях перерастает в манию величия.
  • Коммуникативность. Проявляется демонстративностью и поиском личности для самоутверждения и признания.
  • Индивидуализм. В акцентуации проявляется в качестве завышения значимости собственного мнения и невозможности переубеждения.
  • Конфликтность. Проявляется при сочетании таких шкал, как эмоциональная устойчивость (ригидность) и агрессивность.
  • Некомформность. В случае акцентуаций проявляется асоциальным поведением. Суть фактора в отвержении норм поведения. Он лежит в основе радикализма.
  • Компромиссность. Шкала сочетает тревожность и лабильность эмоций, проявляясь желанием самоутвердиться и одновременным избеганием конфликтов.

Как бороться с теми или иными проблема личностного характера можно найти в соответствующих статьях блога Brainapps.

О законе и правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: