Субъекты авторского права соавторство и его виды авторские права наследников

Содержание
  1. Соавторство
  2. Автор, соавтор и правообладатель – правовые определения
  3. Соавторство: как нам это трактует закон?
  4. Виды соавторства: «делимое» и «неделимое»
  5. Соглашение о соавторстве
  6. Наследование авторских прав: правила по гк рф, порядок и особенности, проблемы – Страж закона
  7. Что понимается под авторским правом
  8. Особенности наследования авторских прав
  9. Когда нельзя передать авторские права
  10. Особенности перехода патента по наследству
  11. Как оформить наследование и сроки
  12. Заключение
  13. Наследование авторских прав
  14. Верно ли, что авторские права переходят по наследству
  15. Исключительное имущественное право
  16. Срок действия
  17. Личные неимущественные права
  18. Иные права
  19. Кто может быть наследником
  20. По закону
  21. По завещанию
  22. Преимущества завещательного отказа при завещании авторских прав
  23. Выделение супружеской доли
  24. Защита авторских прав
  25. Авторское право и его субъекты
  26. Правовая база и объекты авторского права
  27. Сроки действия авторских прав
  28. Внесудебные механизмы защиты
  29. Судебный механизм
  30. Пример из судебной практики
  31. Субъекты российского авторского права. Соавторство. Авторы составных, производных и служебных произведений. Основания для приобретения прав на произведения лицами, не являющимися его авторами
  32. Ст. 1255. Авторские права
  33. АВТОР – 1257 ГК
  34. НАСЛЕДНИКИ
  35. ИНЫЕ ЛИЦА
  36. Служебное произведение

Соавторство

Субъекты авторского права соавторство и его виды авторские права наследников

Мы продолжаем цикл статей об авторском праве и сегодня рассмотрим такую тему, как «Соавторство». В рамках данной статьи мы поговорим о том, кто такие автор, соавтор и правообладатель с юридической точки зрения, что означает «соавторство» в соответствии с законом и какие существуют виды соавторства.

Автор, соавтор и правообладатель – правовые определения

Для начала следует понимать, что с точки зрения закона:

  • автор, соавтор и правообладатель – это неидентичные понятия;
  • автор изначально является правообладателем;
  • автором, соавтором и правообладателем может быть человек в одном лице (например, если автор написал статью в соавторстве с другим человеком, то помимо автора, он будет и соавтором, и правообладателем одновременно).

А теперь давайте рассмотрим, что означает каждое из вышеназванных понятий в отдельности.

Обратите внимание, что необязательно указывать авторство только на оригинале произведения или его экземпляре. Также допустимо использовать другие способы, идентифицирующие как произведение, так и автора или правообладателя. Это важно, например, при доведении произведения до всеобщего сведения через интернет.

Более подробно про «соавторство» мы будем писать чуть ниже, а здесь стоит лишь выделить, что деятельность, осуществляемая двумя и более авторами, должна быть совместной. То есть соавторы должны иметь между собой соглашение о создании конкретного произведения.

Интересно отметить, что в русском языке приставка «со-» означает некую «общность, взаимосвязь, совместность».

Другими словами, правообладателем может быть:

Надеемся, что теперь вам стало более понятным, что представляет собой каждое из перечисленных определений. Теперь давайте перейдем непосредственно к соавторству.

Соавторство: как нам это трактует закон?

Выше мы уже упомянули статью в законе, где говорится о соавторстве (соавторах), обратимся к ней еще раз. Не будем повторяться, а ответим лишь на вопрос: что же считать «совместным творческим трудом»?

Для того чтобы труд считался «совместным», необходимо наличие устного либо письменного соглашения между соавторами (второе, с юридической точки зрения, предпочтительнее). При этом необязательно, чтобы соавторы создавали произведение в одно и то же время и находились в одном и том же месте, достаточно договоренности (соглашения) о создании произведения.

В противном случае (при отсутствии такого соглашения) соавторство не возникает.

Так, например, авторы, написавшие статьи для одного и того же сборника, но при этом не имеющие соглашения друг с другом, не будут считаться соавторами, поскольку они создавали произведения независимо друг от друга (без соглашения).

Не будет соавторством также случай, когда одно произведение создано на основе уже имеющегося другого. Например, когда мелодия написана к уже давно существующим стихам.

Напротив, когда авторы договорились о создании произведения и создают это произведение совместно, это будет признаваться соавторством. Здесь в качестве примера можно привести такой вариант соавторства, как интервью.

Если интервьюер, помимо каких-то «дежурных» вопросов, выражает свои мысли в форме предложений и абзацев относительно заданной в интервью темы, придавая произведению авторскую «форму», он будет соавтором произведения, так как вносит в произведение и свой творческий вклад.

Виды соавторства: «делимое» и «неделимое»

Соавторство бывает «делимым» и «неделимым».

Интервью, которое приводилось в пример чуть выше, тоже относится к «неделимому» соавторству, поскольку также является произведением, представляющим собой неразрывное целое.

Чтобы было более наглядно, давайте рассмотрим особенности обоих видов соавторства в форме сравнительной таблицы.

Соглашение о соавторстве

Если вы соавтор и у вас нет письменного соглашения с вашим партнером-соавтором, возможно, стоит задуматься о его заключении. Хотя законодатель не обязывает соавторов заключать такие соглашения (то есть это ваше право, а не обязанность), наличие письменных договоренностей всегда лучше, чем их отсутствие. Тем более что отношения в бизнесе, как и в другой области жизни, могут меняться.

Рассмотрим следующую ситуацию.

Вы создаете большую часть произведения, занимаетесь почти всеми организационными, финансовыми и другими вопросами, касающимися использования произведения.

При этом ваш соавтор не претендует на вознаграждение. Предположим, он использует соавторство только как возможность «раскрутки» своего имени.

И вы уверены, что вознаграждение будет только вашим (по крайней мере, точно большая часть).

С юридической точки зрения, здесь нет гарантии, что завтра, когда ваш «совместный» труд принесет вам большую прибыль и известность, ваш соавтор не потребует половину вашего заработанного труда.

С моральной точки зрения, это несправедливость, но в соответствии с законом он будет прав, поскольку между вами отсутствует соглашение о соавторстве, а значит вознаграждение должно быть распределено пополам. Именно поэтому лучше позаботиться о своей «юридической безопасности» заранее, заключив «соглашение о соавторстве».

Наличие такого соглашения расставит все на свои места: кто и за что отвечает в вашей работе, как будет распределяться вознаграждение за использование произведения, а также поможет урегулировать многие другие важные для вас вопросы.

Вам необходимо соглашение о соавторстве, если:

  1. Вы вкладываете в создание произведения больше, чем ваш соавтор;
  2. Произведение, над которым вы работаете совместно с соавтором, представляет для вас большую ценность;
  3. Произведение, написанное в соавторстве, приносит вам большую прибыль.

Что вам даст наличие соглашения о соавторстве:

  1. Порядок в деловых отношениях с партнером-соавтором;
  2. Возможность урегулирования спора мирным путем (без обращения в суд);
  3. Больше шансов защитить свои права в суде (с помощью соглашения это сделать гораздо легче и быстрее);
  4. Возможность получить свое законное вознаграждение в «полном» объеме (так как оно будет зафиксировано в соглашении).

Садыкова Лилия, юрист

Как видите, в авторском праве существует очень много тонкостей.

И если вы получаете основной доход от деятельности, которая подпадает под законодательство об авторском праве, то вполне логичным шагом, в том числе с экономической точки зрения, будет разобраться с основными понятиями, а  затем углубиться конкретно в свое направление.

Мы подготовили для вас вебинар «8 шагов по защите авторского права». Его можно скачать бесплатно, нажав на кнопку ниже. Обязательно посмотрите это видео для того, чтобы лучше понять принципы авторского права и его защиты.

Скачать вебинар «8 шагов по защите авторского права»

Наследование авторских прав: правила по гк рф, порядок и особенности, проблемы – Страж закона

Субъекты авторского права соавторство и его виды авторские права наследников

21.02.2020

Люди часто заблуждаются, думая, что наследовать можно только имущество, которое имеет материальную ценность: недвижимость, драгоценности, финансы. Не все знакомы с таким понятием, как интеллектуальная собственность. Например, авторские права.

Что понимается под авторским правом

Авторское право – это сочетание прав, как имущественных, так и духовных (интеллектуальных), которые принадлежат человеку, создавшему своим творческим трудом произведение литературы, искусства или науки.

Например, человек написал книгу, получил на нее авторские права или создал уникальное изобретение, запатентовал его, то есть стал исключительным обладателем этого предмета и технологии. В будущем он сможет передать это «детище» своим детям по наследству.

Не будем забывать, что любое изобретение или творение, как правило, приносит прибыль. Это уже вторая сторона интеллектуальной собственности.

Важно! Статья 1283 ГК РФ о наследовании авторских прав гласит: исключительное право на произведение переходит по наследству.

Особенности наследования авторских прав

Наследование авторства — процесс специфический. Этим вопросом обычно занимаются родственники. Но иногда авторы сами завещают свои произведения абсолютно посторонним людям или издательствам. Из этого следует, что правовой кодекс РФ с одной стороны должен защищать права наследников.

Ведь с правами произведений, переходят по наследству и доходы от продаж той же книги. С другой стороны, стоит принимать в учет интересы граждан.

Неимущественные – это права на имя, репутацию, на выпуск произведения в массы. Имущественные – это права на сам труд. Они отчуждены, поэтому могут переходить по наследству. Наследники могу решать все моменты, связанные с произведением и получать доход.

https://www.youtube.com/watch?v=RIQdiW4UTZIu0026t=88s

Субъект авторского права.

Наследодателем является специальный субъект — автор как обнародованного, так и не вышедшего в свет произведения. Автором является физическое лицо, творческим трудом которого оно создано.

Ведь если не имеется документов на труд или иных данных, авторство прикрепляется за тем человеком, чье имя указано на оригинале или копии материала.

Переход авторских прав по наследству возможен. В целом. Об этом гласит статья №29 Закона РФ. Сначала переходят по наследству имущественные права. Рассмотрим пример книги. Наследник сможет:

  1. Заказывать тиражи книги. Непрерывно воспроизводить труд.
  2. Распространять ее, например, по магазинам.
  3. Импортировать.
  4. Устраивать публичные показы.
  5. Публично исполнять.
  6. Передавать в эфир и на обсуждение.
  7. Отдавать текст для перевода на иностранные языки.
  8. На переработку тела текста.
  9. На вознаграждение. Имеются в виду различные премии и награды.

Авторские права наследников, согласно статье №27, действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с первого января года, следующего за годом смерти. Но есть исключения. При отсутствии наследников автора защиту его трудов осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации.

Важно! Право на защиту репутации автора произведения переходит по наследству.

Когда нельзя передать авторские права

Какие из авторских прав не переходят по наследству можно узнать, если внимательно ознакомится со статьей 1142-1148 ГК РФ. По большому счёту, законодательном закреплен лишь один пункт, который наследники не смогут использовать. Запрещается менять имя автора на результате интеллектуального труда.

Пример: роман, киноленту или музыкальный сборник нельзя подписать именем нового владельца. Неизменно автором будет считаться тот человек, который этот труд создал.

В некоторых случаях в роли автора может выступать наследодатель, но если он также выкупал интеллектуальную собственность, автором будет значиться истинный создатель.

Определение нарушения авторских прав.

Дополнительно не переходят по наследству авторские права в случаях, когда наследодатель составлял завещание и указывал, какие манипуляции с интеллектуальной собственностью производить нельзя.

Например, наследодатель волен запретить распространение или копирование предмета нематериальной собственности в течение определённого периода или перманентно.

Авторские права не переходят по наследству, если заявитель не представил все необходимые документы для этого процесса. В случае, если человек не может подтвердить тот факт, что имеет притязание на данный труд, наследование невозможно.

Особенности перехода патента по наследству

Патент – это свидетельство на изобретение. Обладатель этого свидетельства становится полноправным хозяином объекта интеллектуальной собственности. Он может использовать объект по своему усмотрению, заключать сделки и получать финансовую выгоду.

Статья №7 Патентного закона гласит: «Личное авторство охраняется государством и не подлежит наследованию». Наследовать можно собственность, которую выражает патент. Авторство же, как писалось ранее, отается за человеком, который это изобретение создал.

Авторское право в интернете.

Передача владения патентом осуществляется по тому же принципу, что и авторского. Различие только в сроке. Если этот срок истек еще до смерти владельца, передача патента невозможна. Если смерть наступила до окончания срока, то они унаследуют патент, но лишатся его, когда срок подойдет к концу.

Чтобы переоформить патентное свидетельство на нового владельца необходимо обратиться в федеральную контролирующую организацию. Возникающие при этом споры, решаются в суде.

Как оформить наследование и сроки

Наследование проходит по общим нормам. Если объект передаётся не одному, а нескольким наследникам, они именуются соавторами и будут наследовать все в равных долях.

Наследником может быть и физическое, и юридическое лицо. Ведь зачастую интеллектуальная собственность отходит музеям, государству, творческим сообществам или предприятиям. Если оно состоит в организации, то в наследство переходят оба, комплектом.

Сроки вступления, как для любого наследства, общие и составляют 6 месяцев. Если имеются веские причины пропустить этот срок, он может быть продлен.

Если все наследники отказываются от наследства или их нет вовсе, имущество отходит государству ровно на 70 лет.

Важно! Смена имени автора строго запрещена.

Заключение

Любое авторское произведение – это достояние нашей страны. Наша гордость. В России во все времена были и есть огромное количество талантов в любой сфере. Будь то искусство, литература или новые технологии. К трудам этих людей нужно относиться бережно. Это наше национальное достояние.

Ели вдруг посчастливилось быть родственником автора и унаследовать его творчество, продвигайте и совершенствуйте его. Это наследство, которое можно будет передавать из поколения в поколение.

Чтобы защитить свое детище или труд, авторство которого получили по наследству, нужно знать всего несколько моментов.

Получить на произведение индивидуальный номер, заверить нотариально или опубликовать его.

Наследование авторских прав

» Наследство » Наследование авторских прав

1 382 просмотров

Потомки творческих личностей, ученых, исследователей обретают в наследство не только недвижимость, денежные средства, предметы интерьера и драгоценности, но еще права и обязанности умершего. Одним из таких прав является авторское. Зная о том, как ревностно относятся к авторству известные личности, наследники порой не предполагают о возможности наследования авторского права.

Верно ли, что авторские права переходят по наследству

Авторскими работами являются литературные, драматические, хореографические произведения; театральные постановки; музыкальные творения; дизайнерские разработки и художественные работы; фотографии, фильмы, телепроизведения; карты, эскизы, геологические разработки и многие другие продукты творческого и интеллектуального труда.

Говоря о наследовании авторского права, необходимо различать 3 его составляющие.

Исключительное имущественное право

Под обладанием таким правом понимают возможность самостоятельно распоряжаться объектом интеллектуального труда, разрешать или запрещать другим лицам его использование.

Использование произведения подразумевает действия:

  • воспроизведение (печать, запись) в неопределенных количествах для получения экономической выгоды;
  • распространение интеллектуального труда;
  • демонстрация авторской работы путем показа, звукового воспроизведения, трансляции всеми доступными способами широкому кругу лиц;
  • импорт, прокат материалов;
  • воплощение в жизнь архитектурных проектов, чертежей, схем.

Обладать объектом могут несколько правообладателей. В этом случае право распоряжения принадлежит каждому из них. Доходы, полученные от использования объекта, распределяются равными долями, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

После получения исключительных прав наследополучатель сможет внести в произведение изменения. Основное условие — отсутствие запрета в записях наследодателя и сохранение смысла работы (ст. 1266 ГК РФ).

Исключительное право на произведение подлежит наследованию согласно п.1 ст. 1283 ГК РФ. Если наследники по закону или завещанию умерли, были признаны недостойными в судебном порядке, имущество становится выморочным и переходит в собственность государства, становясь общественным достоянием (ст. 1151 ГК РФ).

Срок действия

Исключительное право действительно период жизни автора и еще 70 лет после его смерти. Отсчет ведется с 1 января года, следующего за годом кончины.

Иные сроки установлены для исполнения смежных прав. Они действуют не менее 50 лет. Отсчет срока начинается со следующего года после записи или первого исполнения произведения. Наследники будут обладать правом исполнения в период, исчисляемый как оставшийся до истечения 50 лет.

Если исполнитель был репрессирован, то срок (50 лет) начинает считаться с года, следующего за годом его реабилитации.

Для исполнителей, работающих в период ВОВ, срок продлевается на 4 года.

Когда срок исключительного права истекает, произведение становится достоянием общественности. На его использование уже не потребуется ничье согласие, разрешение, никому не нужно будет выплачивать авторское вознаграждение.

Произведения, ранее необнародованные, станут предметом обсуждения. Исключением являются случаи, когда автор в своих письмах, дневниках или завещании выражал запрет на разрешение публичного доступа к своим трудам.

Если в наследство достается патент, то его срок действия указан в документе. Если изобретатель умирает после завершения такого срока, наследование невозможно. В противном случае правопреемник сможет использовать изобретение до окончания истечения срока патента.

Личные неимущественные права

Сюда входят сугубо личные права, которые не подлежат наследованию, не могут отчуждаться, передаваться. К таким правам относится:

  • Право авторства — означает, что только автор может считаться создателем произведения.
  • Право на использование имени. Автор может запретить издание труда под своим именем, использовать для обнародования псевдоним.
  • Право на сохранение целостности, подлинности произведения, неприкосновенность в отношении его названия, содержания. Автор может исправить, дописать, сократить или дополнить свой труд.
  • Право обнародования или отзыва.

Личные неимущественные права не наследуются. Имя и неприкосновенность подлежат бессрочной охране правопреемниками и другими заинтересованными лицами. Владелец интеллектуального труда может указать в завещании лицо, ответственное за сохранность личных неимущественных прав.

Иные права

Права, которые не относятся к 1 или 2 группе, называют иными.

Кто может быть наследником

Наследниками выступают юридические или физические лица.

Правопреемники могут наследовать авторское право по закону или завещанию.

По закону

Наследники по закону — люди, состоявшие с умершим в родстве. В первую очередь это родители, дети (включая усыновленных, нерожденных, но зачатых при жизни), супруги, внуки после смерти детей (1142 ГК РФ).

Только при отсутствии представителей первой очереди в наследство вступают более дальние родственники: братья и сестры или племянники после их смерти. Всего насчитывают 8 очередей.

Последняя включает лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве.

По завещанию

Автор вправе завещать свои труды одному или нескольким правопреемникам, в числе которых может быть и государство.

Распоряжаться наследством при коллективном владении можно только с разрешения остальных. Наследополучатели могут заключить соглашение, согласно которому права управления переходят одному из них или третьему, более компетентному лицу.

Преимущества завещательного отказа при завещании авторских прав

Завещая возможность распоряжения продуктом интеллектуального труда, наследодатель может составить завещательный отказ, тем самым заранее предупреждая возможные споры между родственниками.

Согласно документу, распоряжаться произведением сможет только одно лицо по своему усмотрению, но при этом на него возлагается обязанность периодически перечислять определенный процент на счета остальных наследников — отказополучателей.

Выделение супружеской доли

Согласно ст. 256 ГК РФ, нажитое в браке имущество является общей собственностью супругов. Однако на авторские права это правило не распространяется. Исключительное авторское право неразрывно связано с личностью владельца. Он может им распоряжаться, не требуя согласия супруги. Раздел имущества после смерти супруга не дает никаких преимуществ его второй половине.

Супруг может претендовать на половину (супружескую долю) доходов, полученных наследодателем от реализации авторских прав еще при жизни.

Защита авторских прав

Субъекты авторского права соавторство и его виды авторские права наследников

особенность интеллектуальной собственности – ее нематериальность. С этим связаны сложности ее охраны, а также тот факт, что само осознание необходимости защиты результатов творческой деятельности пришло к человечеству относительно недавно – термин «интеллектуальная собственность» появляется только в XVIII веке.

Защита авторских прав осуществляется во всех странах мира. Основные международные договора, регулирующие отношения в сфере интеллектуальных прав, подписаны большинством государств. Например, странами-участницами Бернской конвенции являются 167 из 195 международно-признанных государств.

Это означает, что любому автору, являющемуся гражданином одной из этих стран, будет предоставлена охрана его интеллектуальных прав на территории другой страны.

В России, если говорить кратко, защита авторских прав строится на принципе невозможности отчуждения прав автора без его разрешения.

Исключительные права могут быть переданы другим лицам только по тому или иному договору, а само право авторства вообще неотчуждаемо и не имеет срока действия. Но обо всем по порядку.

Авторское право и его субъекты

В широком смысле субъектами авторского права являются все люди, создающие объекты интеллектуальной собственности (ОИС), а также физические и юридические лица, ставшие вследствие тех или иных причин обладателями исключительных прав на ОИС. В соответствии с российским законодательством авторскими правами может обладать любое физическое лицо, вне зависимости от возраста, но защита авторских прав по ГК РФ граждан до 14 лет осуществляется их родителями или опекунами.

Можно выделить следующих субъектов интеллектуальных прав:

  • авторы и соавторы;
  • их наследники;
  • физические или юридические лица, приобретшие исключительные права по лицензионному, авторскому или иному договору;
  • работодатели и заказчики, обладающими исключительными правами на служебные произведения;
  • организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами (РАО, ВОИС и другие).

Субъектом российского авторского права может являться также гражданин другого государства в следующих случаях:

  • его произведение впервые обнародовано на территории РФ;
  • его произведение находится на территории Российской Федерации в той или иной объективной форме.

Если ни одно из этих условий не выполняется, защита авторских прав регулируется нормами международного законодательства, в пределах тех соглашений, участником которых является наша страна.

Правовая база и объекты авторского права

1 января 2008 года в силу вступила 4 часть Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Она состоит из 9 глав, последовательно рассматривающих интеллектуальные права в целом и права на конкретные виды интеллектуальной собственности:

  • авторское право;
  • смежные права;
  • патентное право;
  • право на селекционное достижение;
  • право на топологии интегральных микросхем;
  • право на секреты производства;
  • право на средства индивидуализации;
  • право на технологию.

Защита авторских прав в России осуществляется также с помощью Уголовного кодекса (статьи 146 и 180) и Кодекса об административных правонарушениях (статья 7.12).

Российская Федерация является членом ряда международных соглашений в области авторского права:

  • Всемирной конвенции об авторском праве (Женевской);
  • Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений;
  • Всемирной Парижской конвенции об авторском праве;
  • Конвенции об охране интересов производителей фонограмм и других.

По закону защита авторских прав гарантирована авторам следующих категорий объектов:

  • произведений литературы, в том числе сценариев и музыкально-драматических произведений (опер, мюзиклов и т.п.);
  • музыкальных произведений с текстом или без;
  • аудиовизуальных произведений;
  • произведений любых видов изобразительного искусства;
  • произведений архитектуры, градостроительства, ландшафтного дизайна;
  • произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • фотографий и других произведений, полученных с помощью аналогичных техник;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • географические карты, планы, эскизы;
  • программы для ЭВМ.

Кроме того, к объектам авторских прав относятся производные (например, переводы) и составные произведения, в том числе базы данных, в том случае, если они представляют собой самостоятельный результат творческого труда.

Авторы любого из вышеперечисленных ОИС могут при необходимости обратиться к тем, кто занимается защитой авторских прав, за услугой защиты своих интересов в судебных спорах или в досудебном урегулировании конфликта. Авторское право – одна из самых сложных сфер юриспруденции, поэтому мы рекомендуем обращаться к узкоспециализированным юристам, имеющим соответствующий практический опыт.

Сроки действия авторских прав

Российское законодательство предельно четко определяет те сроки, на протяжении которых действуют личные неимущественные и исключительные права автора. Деление на эти две категории – имущественных и неимущественных прав – здесь принципиально, поскольку неимущественные права автора не имеют срока – они бессрочные и неотчуждаемые. К таким правам относятся:

  • право признаваться автором произведения;
  • право обнародовать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно.

Другая категория прав – исключительные – обеспечивают автору возможность свободно распоряжаться своим произведением любым интересным для него способом. Эти права действуют ограниченно:

  • в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (или последнего из соавторов);
  • 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом правомерного обнародования произведения, автор которого предпочел остаться анонимным или использовал псевдоним. Если в течение этих 70 лет личность автора станет известной, защитить авторские права на такое произведение можно будет в течение 70 лет после его смерти;
  • 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом правомерного обнародования произведения, в том случае, если это произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора;
  • 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом посмертной реабилитации ранее репрессированного автора;
  • 74 года в любых случаях, если автор создал произведение во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней.

Таким образом, современное законодательство обеспечивает возможность воспользоваться исключительными правами на ОИС не только самому автору, но и его наследникам (детям, внукам и т.п.).

Внесудебные механизмы защиты

В первую очередь следует отметить, что ныне действующий Гражданский кодекс обеспечивает высокую степень защиты интеллектуальных прав. Например, оговаривая, что первоначально авторские права возникают у автора, который может частично передать их другим лицам.

Еще один пример – право на служебные произведения, которое стало тоже принадлежать автору.

В целях защиты интеллектуальных, в том числе авторских прав, было разработано несколько механизмов, в том числе возможность для правообладателя направлять претензию в адрес ресурса в сети Интернет (или других информационно-телекоммуникационных сетях), на котором без разрешения размещена его интеллектуальная собственность. В течение 24 часов с момента получения заявления администрация или владелец ресурса обязаны удалить контент, размещенный с нарушением авторских прав, или направить заявителю уведомление об уточнении указанных в заявлении сведений. Такое уведомление может быть направлено однократно.

На практике этот механизм внесудебной защиты интеллектуальных прав работает, безусловно, не всегда.

Если ресурс заботится о своем имидже и стремится действовать в правовом поле с соблюдением всех законодательных норм, то, как правило, проблем не возникает, и его администрация реагирует достаточно оперативно, устраняя нарушения.

Но встречаются и недобросовестные пользователи контента. В этом случае применяются более сложные способы защиты авторских прав – подача в суд искового заявления, подача апелляционной жалобы и т.п.

Если произведение было задепонировано, то в качестве превентивной меры, которая, конечно, не предотвратит на 100% вероятность того, что ваш контент решат использовать без разрешения, но в определенной степени снизит этот риск, стоит указывать при публикации уникальные идентификаторы, которые содержит свидетельство о депонировании. Так вы дополнительно информируете всех пользователей о том, что право на произведение принадлежит вам и зафиксировано в специализированной организации.

Судебный механизм

В том случае, если договориться с физическим или юридическим лицом, незаконно использовавшим вашу интеллектуальную собственность в досудебном (претензионном) порядке, не получается, вы имеете полное право обратиться в суд. Дела по нарушениям интеллектуальных прав рассматриваются:

  • городскими, районными и межрайонными судам общей юрисдикции (первая инстанция);
  • апелляционными судами общей юрисдикции (вторая инстанция);
  • судом по интеллектуальным правам (третья инстанция).

В исключительных случаях правовая защита авторских прав требует обращения в судебные коллегии и Верховный суд РФ. ВС РФ – это надзорный орган. Рассматривает только жалобы в порядке надзора.

Чтобы отстоять свои права, истец обращается в суд с исковым заявлением, в котором должна быть указана следующая информация:

  • имя/наименование нарушителя;
  • адрес сайта, на котором был незаконно размещен контент;
  • требуемый размер компенсации;
  • информация о том, что истец не давал разрешения ответчику на использование своей интеллектуальной собственности.

В соответствии со статьей о защите авторских прав 1301 ГК РФ автор может требовать от нарушителя выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, но сумму компенсации в конечном итоге определяет суд после рассмотрения всех обстоятельств дела.

Кроме того, истец обязан предоставить суду:

  • доказательства собственного авторства (например, свидетельство о депонировании);
  • в случае факта незаконного использования в цифровой среде – нотариально заверенный протокол осмотра сайта, с перечнем незаконно используемых произведений;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины за подачу искового заявления.

Апелляцию в вышестоящую инстанцию вправе подать любая из сторон в течение месяца после того, как было принято решение по делу судом первой инстанции.

Пример из судебной практики

«Незнание не освобождает от ответственности» – это утверждение в полной мере касается и вопросов авторского права. То есть, если вы не знаете, кому именно принадлежит тот или иной объект творчества, или вообще ничего не знаете об интеллектуальной собственности, вы все равно будете нести ответственность, если нарушите авторские права.

Так, гражданка А. обратилась в суд с иском к издательству, указав, что ответчик нарушил ее исключительное право, опубликовав в изданной ими книге ее фотографии, и просила взыскать с ответчика компенсацию за нарушение своих авторских прав.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, основываясь на том, что на фотографиях не было указано авторство, следовательно, издательство не было осведомлено об авторстве гражданки А.

на данные фотографии и не может нести ответственность за нарушение авторских прав.

Суд второй инстанции отменил вынесенное постановление, указав, что основанием для взыскания компенсации является сам факт нарушения авторских прав. Защита авторства, согласно ст.

1250 ГК РФ, осуществляется вне зависимости от того, знает или нет нарушитель о том, что его действия неправомерны, а меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав применяются даже при отсутствии вины нарушителя, если только он не докажет, что нарушение прав произошло вследствие непреодолимой силы.

Депонировать

Субъекты российского авторского права. Соавторство. Авторы составных, производных и служебных произведений. Основания для приобретения прав на произведения лицами, не являющимися его авторами

Субъекты авторского права соавторство и его виды авторские права наследников

Субъектами АП в первую очередь являются лица, которые имеют абсолютные права на произведения литературы, науки и искусства. Если лицо обладает всей совокупность абсолютных прав на произведение, то оно является обладателем авторского права.

Из положений части 4 ГК следует, что обладателями АП являются только авторы. Другие лица не могут быть обладателями авторского права, они могут лишь обладать определенными авторскими правомочиями.

Законодатель указывает, какие права могут существовать в отношении произведения и каким лицам, в каком объеме они могут принадлежать.

Ст. 1255. Авторские права

П. 1. Это ИнтП на произведения науки, литературы и искусства.

П. 2.

Автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения. И другие в т.ч. право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

АВТОР – 1257 ГК

Автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Презумпция авторства – лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Ст. 1228 ГК.

Не признаются авторами РИД граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное и др. содействие. Автором может быть только физическое лицо.

Ранее по законодательству РФ юридические лица также могли являться авторами.

П.2 ст. 26 ГК. – несовершеннолетние в возрасте от 14 лет могут самостоятельно осуществлять права автора.

АП возникает в силу создания произведения.

НАСЛЕДНИКИ

К наследникам переходит только исключительное право на произведение (п. 1 ст. 1283 ГК) и право следования (п. 3 ст. 1293).

Статья 1283. Переход исключительного права на произведение по наследству. ИП на произведение переходит по наследству. ИП на произведение может переходить по наследству не только от автора, но и от иного лица, которое обладает ИП в силу закона или приобрело его на основании договора. ИП на произведение может перейти к нескольким наследникам.

Право следования может переходить в наследство только от автора, так как является неотчуждаемым. У наследника возникают производные права, поэтому объем перешедших к нему прав зависит от объема прав, которым обладал наследодатель на момент смерти. К наследникам также переходят обязательственные права, возникшие у наследодателя по договору.

В соответствии со ст. 1267 ГК после смерти автора охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется лицом, указанным в завещании автора. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии указаний в завещании или в случае отказа – наследниками, их правопреемниками и иными заинтересованными лицами

Правом на обнародование произведения после смерти автора может быть осуществлено лицом, обладающим ИП, если обнародование не противоречит воле автора, выраженной в письменной форме.

ИНЫЕ ЛИЦА

1) К кому право перешло в силу договора (отчуждения ИП, авторского заказа, отчуждения оригинала произведения, подряда или на выполнение НИОКР применительно к программам для ЭВМ и базам данных;

– государственный или муниципальный контракт).

2) ИП может перейти без договора (при создании служебного произведения, при наследовании, при реорганизации юридического лиц, при обращении взыскания на имущество правообладателя)

Авторское право юридических лиц. С введение в действие ч. 4 ГК – только граждане могут являться авторами.

До 2008 г. киностудии (авторское право принадлежало киностудиям, авторы кинофильмов), Радио и телепередачи – передающим организациям. Организации выпускающие самостоятельные научные сборники, энциклопедические словари. С 1 октября 1964 г. по 3 августа 1992 г.

законодательство предусматривало возможность возникновения авторского права у юридических лиц. Согласно ФЗ «О введении..

» авторское право юридически прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если не было обнародовано – со дня создания произведения.

Однако юридические лица могут обладать ИП (в силу договора, завещания) на произведение и выступать в качестве правообладателя. Такими юридическими лицами обычно являются издательства, общества по управлению правами на коллективной основе, театры, телекомпании и др.

Соавторство – совместный творческий вклад в создание произведения двух и более лиц. Вклад именно творческий, не механический.

Если одно лицо помогает технически, к примеру печатает или подбирает материал, это лицо не становится автором, и соответственно соавторства не возникает. Творчество должно быть выражено именно в форме произведения.

Соавторство может быть однородное и неоднородное. Хотя некоторые ученые не разделяют такую точку зрения, полагая, что неоднородного соавторства быть не может.

Выделяют два вида соавторства: нераздельное и раздельное. При раздельном соавторстве помимо авторского права на коллективное произведение, каждый из соавторов обладает авторским правом на созданную им часть.

Использование и распоряжение произведения в случае соавторства (любого) осуществляется соавторами совместно, если соглашением не установлено иное (п. 2 ст. 1258 ГК). Согласно п. 4 ст. 1258 ГК каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе, когда произведение, созданное в соавторстве образует неразрывное целое.

Авторам составных и производных произведении – принадлежат АП на осуществленные перевод и иную переработку оригинального произведения. Составителю сборника на осуществленную им подборку и расположение материалов. Они осуществляют свои права с соблюдением прав авторов оригинальных произведений. Их АП охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав.

Самостоятельное произведение – в котором все элементы формы созданы автором этого произведения.

Производное произведение – создано на основе другого произведения и включает в себя как элементы формы произведения, на основе которого создано, так и элементы формы вновь созданного (например, аранжировки, перевод, сценарий на основе рассказа). ПП должны отвечать требованиям предъявляемым к объектам авторских прав – д.б. результатом творческого труда.

Составные произведения – творчество в данном случае заключается в подборе и расположении материала. Это газеты, журналы, сборники произведений и т.д.

Подбор и расположение материала должны носить творческий, а не механический характер. Составное произведение следует отличать от сложного.

Сложные объекты состоят из разнородных вещей, образуют единое целое, которое используется по общему назначению.

ПРОЕКТ ГК:

В п. 2 ст. интернет-сайт введен как составное произведение и дано понятие интерет-сайта. Интернет-сайтом является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть размещены в сети Интернет.

Служебное произведение

Право на СП принадлежит работодателю (1295 ГК), если трудовым или иным договором не предусмотрено иное. Если в трудовой договор будут включены вопросы распределения ИП, то перед нами будет смешанный договор.

Однако, договором, заключаемым между автором (работником) и работодателем условия принадлежности АП могут быть изменены.

В целях защиты прав автора законодатель устанавливает, если работодатель в течение 3-х лет не начал использовать произведение и не передал ИП на него другому лицу и не сообщил автору о сохранении произведения в тайне, ИП на произведение принадлежит автору.

В том случае, если ИП принадлежит работодателю, автор имеет право на получение вознаграждения.

В случае, если ИП принадлежит автору, работодатель вправе использовать произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах.

Первоначально ИП возникает у автора, которое он уступает в силу наличия договора работодателю.

ПРОЕКТ ГК: П.

2 Право на вознаграждение за СП неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам. П.

3 В случае, когда ИП право на СП принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего СП на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения.

О законе и правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: