Сущность принципа свобода предпринимательской деятельности

Содержание
  1. Основные принципы предпринимательского права: российского и общемирового
  2. Основные положения предпринимательского права
  3. Свобода предпринимательства
  4. Свобода договора
  5. Свобода перемещения
  6. Свобода конкуренции
  7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
  8. Принцип законности
  9. Неприкосновенность и равенство всех форм собственности
  10. Значение принципов предпринимательского права
  11. Журнал «Юридический мир»
  12. Конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности
  13. Конституционные права участников хозяйственных обществ
  14. Пределы свободы экономической деятельности
  15. Пределы свободы договора
  16. Государственное регулирование предпринимательства
  17. ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика. 3.7 Предпринимательство. Предпринимательская деятельность
  18. Черты предпринимательства.
  19. Функции предпринимательства:
  20. Принципы  предпринимательской деятельности:
  21. Субъекты предпринимательства.
  22. Объекты предпринимательства.
  23. Организационные формы предпринимательства.
  24. Из Конституции РФ.

Основные принципы предпринимательского права: российского и общемирового

Сущность принципа свобода предпринимательской деятельности

Принципы права — это постепенно сложившиеся нормы и правила, действующие в правовом поле и распространяющиеся на всех субъектов права; фундаментальные идеи, определяющие направление и механизм деятельности правового регулирования. Принципы права могут быть закреплены в законодательных актах, а могут только подразумеваться и логическим путём вытекать из совокупности правовых норм, носящих единый характер.

Основные положения предпринимательского права

Российское предпринимательское право базируется на определённых правовых принципах. Некоторые из них носят общий характер, свойственный всем областям права, другие же специфичны и отражают процессы, присущие именно этой правовой области.

Предпринимательское право — довольно специфическая отрасль права, чьи нормы в значительной степени подчиняются не только социальным традициям, но и требованиям государственной экономики, имеющей рыночную форму отношений.

И хотя не существует какого-либо специального свода законов, «предпринимательского кодекса», можно утверждать, что, опираясь на положения гражданского права и взаимодействуя с ними, предпринимательское право развилось в отдельную самостоятельную правовую сферу.

Многообразие форм и направлений предпринимательства в РФ позволяет каждому выбрать дело по душе

Как и другие отрасли, предпринимательское право выполняет регулятивную, охранную, превентивную (предупредительную) и даже воспитательную функцию.

Свобода предпринимательства

Принцип свободы предпринимательства сформулирован в Конституции РФ и гарантирует право каждого гражданина осуществлять предпринимательскую деятельность, пользуясь своими знаниями, навыками и ресурсами (имуществом). Вместе с тем свобода торговли и производства не безгранична.

Существуют товары и услуги, запрещённые к обороту, а производство и продажа некоторых продуктов требует обязательного лицензирования (например, оказание медицинских услуг). Таким образом, свобода предпринимательства олицетворяет кредо «разрешено всё, что не запрещено законом».

Государство РФ заинтересовано в развитии экономики

Понятие «свобода экономической деятельности» объединяет несколько узконаправленных принципов.

Свобода договора

Договоры и договорные отношения — это неотъемлемый инструмент предпринимательской деятельности, существующей в условиях рыночной экономики. Целью заключения договора является гарантия защиты интересов всех участвующих в сделке партнёров.

Принцип свободы договора включает в себя следующие понятия:

  1. Свобода заключения договора. Общие правила не допускают принудительного вступления в договорные отношения. Все исключения из этого правила прямо предусмотрены законодательством: публичный договор (розничная торговля, коммунальные услуги) или принятое на себя ранее обязательство по заключению договора. Любопытно, что в советский период понятия «свобода заключения договора» не было. Частное предпринимательство запрещалось, а плановая экономика вменяла организациям в обязанность обеспечить выполнение плана и, как следствие, вынуждала заключать необходимые договоры.
  2. Право сторон на определение условий договора. Партнёры имеют право вырабатывать собственные условия сотрудничества, если те не противоречат императивным (обязательным) требованиям закона. Отдельные положения договора могут быть пересмотрены и отменены судом: случаи нарушения принципа конкуренции, злоупотребление правом, навязывание неприемлемых условий потребителю — гражданину, который является заведомо более слабой стороной — договор между заёмщиком и банком — и т. п.
  3. Право выбора договорной модели. Перечень видов гражданско-правовых договоров является весьма обширным, но не исчерпывающим. ГК РФ предусматривает возможность составления смешанных договоров и признаёт их законными. Разнородные элементы смешанного договора связываются единой целью, которую преследуют стороны договора. Пример: договор поставки и подряда — одна сторона обязуется выполнить определённые работы и сама же поставляет необходимый для этого материал.

Свобода перемещения

Принцип свободы перемещения объектов экономической деятельности — товаров, услуг, финансов — обусловлен необходимостью поддерживать единое и единообразное экономическое пространство в пределах границ одной страны. Поэтому государство должно тщательно заботиться о своей экономической целостности.

Многие теоретики права связывают данное положение с конституционным правом гражданина на свободу передвижения: помимо сходной сути, объединение этих двух постулатов необходимо для создания свободного рынка труда.

Ограничение на свободу перемещения фактически означает покушение на права частной собственности.

Тем не менее подобные ограничения могут вводиться, когда этого требуют государственные интересы (оборона, безопасность), если реализация этого принципа нарушает права и интересы других лиц либо затрудняет охрану природных и культурных ценностей.

Нельзя построить полигон по переработке отходов на территории Алтайского заповедника или в центре города, даже если удастся заполучить разрешение администрации.

Свобода конкуренции

Конкуренция — это состязательный процесс, борьба организаций за оптимальные условия на рынке, необходимые для сбыта продукции. Конституцией РФ гарантируется поддержка конкурентного равновесия: возможность торговли для многих участников рынка, независимость предприятий, наличие на рынке множества поставщиков товаров/услуг и их потребителей.

Федеральный закон «О защите конкуренции» постоянно обновляется, сообразуясь с требованиями рынка и права

Если же рынок в регионе оказался поделён между несколькими гигантами, которые вытеснили либо поставили в зависимые условия средних и мелких предпринимателей, то можно говорить о недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности.

В арсенал приёмов недобросовестной конкуренции входят:

  • изъятие из продажи товаров с целью создать дефицит и взвинтить цены;
  • создание условий, препятствующих конкуренту занять нишу на рынке;
  • нарушение порядка ценообразования: установление необоснованно низких или монопольно высоких цен;
  • навязывание партнёру дополнительных или заведомо невыгодных условий договора;
  • заключение соглашений, подразумевающих раздел рынка: территориальный, по объёму продаж (покупок), по ассортименту и т. д.

Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) учреждена указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314.

Задачей ФАС является поддержка честной конкуренции и пресечение формирования монопольных форм хозяйствования. Полномочия этого ведомства довольно обширны и включают в себя:

  • выдачу предписаний предпринимателю либо органам власти (исполнительным органам, администрации населённого пункта) об устранении нарушений;
  • возбуждение административных дел и подача исков в арбитражные суды: о расторжении незаконных договоров, о привлечении к ответственности;
  • проверку соблюдения законодательства хоз. субъектами;
  • участие в судебных заседаниях, разбирающих несоблюдение антимонопольного законодательства.

Наряду с контролирующими и надзорными функциями, ФАС осуществляет и информационную деятельность: на официальном сайте ведомства можно ознакомиться с реестром недобросовестных поставщиков, нарушивших свои договорные обязательства перед заказчиком.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

В силу своей природы, государственный аппарат прямо или косвенно контролирует все процессы и явления, происходящие на его территории.

Экономика страны — важнейший фактор, необходимый для развития государства, однако товарно-денежные отношения зачастую носят импульсивный, хаотичный характер.

В истории России известен период, когда государство пыталось контролировать рынок жёстко и авторитарно, планируя доходы, расходы и потребности своих граждан.

Время показало, что плановая модель экономики неэффективна, и страна вернулась к рыночным отношениям.

На сегодняшний день можно говорить о балансе, установившемся между стремлением предпринимателя заработать как можно больше и соблюдением интересов общества.

Это равновесие государство поддерживает с помощью публично-правовых инструментов:

  • разработка предписаний, соглашений, рекомендаций, направленных на регулирование взаимодействия бизнесмена и общества;
  • установление общих требований к предпринимательству;
  • установление запретов на некоторые аспекты хоз. деятельности;
  • применение мер ответственности;
  • предоставление льгот при кредитовании и налогообложении, внедрение программ, направленных на поддержку предпринимательства.

Принцип законности

Вместе с принципами справедливости, равноправия, главенства Конституции РФ, принцип законности является общим и основополагающим для всех отраслей права.

В экономических правоотношениях проявление принципа законности выражается так:

  1. Предприниматель (гражданин) осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с установленными нормами и требованиями.
  2. Государство гарантирует предпринимателю, как своему гражданину, обеспечение защиты его прав и интересов.

Принцип законности распространяется на всех субъектов предпринимательского права: хозяйственника, органы местного самоуправления, надзорные и исполнительные органы.

Неприкосновенность и равенство всех форм собственности

С переходом к рыночным отношениям частная собственность стала играть огромную роль в процессе формирования новой для страны экономической модели.

Возможно, эти резкие перемены общественного сознания невольно нашли отражение в Основном документе государства.

Конституция РФ, а вместе с ней и ГК РФ, перечисляя многообразие форм собственности, на первое место ставит именно личное имущество. Разумеется, эта очерёдность не имеет никакого практического значения.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Конституция РФ

ст. 8 п. 2

Другими словами, государство обязуется поддерживать юридическое равенство всех форм собственности и законодательно пресекать любые действия, направленные на установление ограничений или привилегий для каких-либо категорий собственников (например, в конкурсах за тендер, торгах, аукционах).

Значение принципов предпринимательского права

На сегодняшний день российская экономика находится на переходной ступени: от государственной собственности к частной, от планирования к свободному рынку. Правовая система, на которой базируются экономические взаимоотношения, ещё не сформирована полностью, не завершена.

Чётко сформулированная система принципов предпринимательского права позволяет преодолевать встречающиеся в законодательстве противоречия и пробелы: путём аналогии, сравнивая сходные нормы из другой отрасли и ориентируясь на положения Конституции. Знание принципов позволяет приводить различные пересекающиеся области права — монопольное, гражданское, коммерческое — к единым методам толкования и правоприменения.

Таким образом, можно сказать, что правовые принципы играют роль одновременно и ориентиров, и каркаса, на котором формируется современное предпринимательское законодательство.

В некоторых регионах РФ Центры Занятости сотрудничают с частными экономическими школами, обучая будущих бизнесменов

В России процесс становления предпринимательства находится в самом начале. Знание упорядоченной системы правовых принципов существенно упростит изучение и практическое применение норм предпринимательского права.

Журнал «Юридический мир»

Сущность принципа свобода предпринимательской деятельности

В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

В Конституции содержатся принципы и нормы, необходимые для формирования экономической основы конституционного строя. Это право собственности, равенство различных ее форм, свобода предпринимательства, защита экономических прав и гарантий их реализации.

Конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности

Свобода предпринимательской деятельности представляет собой универсальный (интегрированный) принцип конституционного права, объединяющий несколько относительно самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности (принцип свободы договора, общедозволительный принцип, принцип свободы конкуренции и др.).

На конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности, закрепленный в ст. 13 Конституции, опираются основные экономические права. К ним относятся:

– право на выбор рода занятий и работы (ст. 41), которое предполагает свободу экономического выбора: быть либо предпринимателем-работодателем либо работником;

– право свободно передвигаться и выбирать место жительства (ст. 30), которое означает свободу рынка труда;

– право на свободу объединений (ч. 1 ст. 36), которое предполагает соответствующее право на совместную экономическую деятельность, а следовательно, свободу выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;

– право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 44);

– право использовать имущество для целей предпринимательской деятельности (ч. 4 ст. 13), что означает свободу формирования имущественной базы предпринимательства, использования имущества, свободу реализации на рынке произведенного товара, включая право на свободу договора.

Конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности дает право каждому гражданину свободно использовать свои способности и имущество, самостоятельно решать, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д. Данный принцип реализован, прежде всего, в Гражданском кодексе Республики Беларусь, других законодательных актах, направленных на развитие в стране цивилизованного бизнеса.

Конституционные права участников хозяйственных обществ

Как отметил Конституционный Суд Республики Беларусь в решении от 06.07.

2010 № Р-483/2010 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности служит основой правового статуса участников хозяйственных обществ, которые реализуют свои права посредством владения акциями. Реализуя указанное конституционное право, граждане могут определять сферу этой деятельности и осуществлять деятельность в индивидуальном порядке либо совместно с другими лицами путем участия в хозяйственном товариществе, обществе или производственном кооперативе, то есть путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, что вытекает из ч. 2 ст. 44 Конституции.

Пределы свободы экономической деятельности

Принцип свободы экономической деятельности лежит в основе государственной поддержки добросовестной конкуренции между субъектами предпринимательства.

При этом в целях создания благоприятной экономической среды, обеспечения поддержки добросовестной конкуренции государство посредством принятия соответствующих законов должно устанавливать необходимые ограничения (пределы) свободы экономической деятельности.

Например, в Законе Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее — Закон № 128-З), который вступает в силу 22 июля 2014 г., предусмотрены нормы, направленные на защиту конкуренции в области торговли и общественного питания. Так, п. 2 ст.

26 Закона № 128-З субъектам торговли, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общественного питания, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, и поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, запрещается:

– создавать дискриминационные условия, в том числе препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него других субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков продовольственных товаров;

– понуждать контрагента заключать договор с условиями о запрете на заключение этими лицами договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность, и др.

Конституционный Суд Республики Беларусь отметил в решении от 30.12.

2013 № Р-912/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», что приведенные нормы Закона № 128-З, основанные на положениях Конституции о равных возможностях свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, направлены на противодействие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, противодействие недопущению, ограничению, устранению конкуренции со стороны государственных органов, иных органов и организаций. Устанавливаемое правовое регулирование будет способствовать целям развития благоприятной конкурентной среды, защиты прав и законных интересов покупателей, а также устранению негативных проявлений деятельности поставщиков и субъектов торговли.

Конституция предоставляет всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 4 ст. 13); право иметь имущество в собственности, а также владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 1 и 2 ст. 44).

Пределы свободы договора

Конституционно гарантированное право свободно распоряжаться имуществом распространяется и на случаи заключения гражданско-правовых договоров, включая определение оснований и порядка их заключения. Закрепленный в гражданском законодательстве принцип свободы договора может быть ограничен при условии, что случаи такого ограничения предусмотрены законом (ч. 1 ст. 23 и ч. 6 ст. 44 Конституции).

Из указанных конституционных положений исходил Конституционный Суд Республики Беларусь при проверке конституционности норм Закона Республики Беларусь от 12.07.

2013 № 63-З «О концессиях» (далее — Закон о концессиях), которыми устанавливается порядок определения концессионера, включающий в том числе проведение открытого или закрытого конкурса (аукциона) на право заключения концессионного договора.

Так, закрытый конкурс (аукцион) проводится в случаях, если объект концессии включен в перечень объектов, сведения о которых составляют государственные секреты, и если объект концессии имеет стратегически важное значение для Республики Беларусь (ч. 4 ст. 13 Закона о концессиях). Оценивая данную норму во взаимосвязи с нормами ч. 7 ст.

13 Закона о концессиях, предусматривающими случаи заключения концессионных договоров без проведения конкурса (аукциона), Конституционный Суд Республики Беларусь указал в решении от 05.07.

2013 № Р-832/2013 «О соот­ветствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О концессиях», что установление в Законе о концессиях случаев и порядка проведения закрытых конкурсов (аукционов), заключения концессионных договоров без проведения конкурса (аукциона) свидетельствует об ограничении принципа свободы договора и, соответственно, конституционного права на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Вместе с тем, по мнению Конституционного Суда Республики Беларусь, вводимые Законом о концессиях ограничения для концессионеров при проведении закрытых конкурсов (аукционов), заключении концессионных договоров без проведения конкурса (аукциона) обусловлены интересами, сформулированными в ст. 23 и 44 Конституции.

Государственное регулирование предпринимательства

Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика. 3.7 Предпринимательство. Предпринимательская деятельность

Сущность принципа свобода предпринимательской деятельности

  • Сущность понятия «предпринимательство».
  • Черты предпринимательства.
  • Функции предпринимательства.
  • Принципы предпринимательской деятельности.
  • Субъекты и объекты предпринимательства.
  • Виды предпринимательства.
  • Организационные формы предпринимательства.

  • Предпринимательство и бизнес.
  • Конституция РФ о предпринимательстве.

Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.

Черты предпринимательства.

  • Свобода в выборе хозяйственной деятельности и её методов.
  • Самостоятельность.
  • Риск и ответственность за принимаемые решения и их последствия.
  • Ориентация на успех.

Функции предпринимательства:

  • ресурсная — соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое;
  • организационная — использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода;
  • творческая — использование новаторства в деятельности

Принципы  предпринимательской деятельности:

  • свобода предпринимательской деятельности;
  • инициативная и самостоятельная деятельность;
  • получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;
  • юридическое равенство различных форм собственности;
  • законность в предпринимательской деятельности;
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  • государственное регулирование:

— прямое (регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции);

— косвенное (льготные кредиты, льготы по налогообложению).

Субъекты предпринимательства.

Субъектами предпринимательской деятельности являются:

Физическое лицо — человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Действует от собственного имени, может заниматься предпринимательством с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законодательном порядке. Индивидуального предпринимателя характеризует полная имущественная ответственность по всем обязательствам.

Юридическое лицо — это организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в арбитражном суде.

Признаки юридического лица:

  • независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц;
  • наличие имущества;
  • право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
  • право осуществлять от своего имени экономические операции;
  • самостоятельная имущественная ответственность;
  • право выступать от своего имени в суде.

Виды юридических лиц:

  • коммерческие — имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (предприятия связи и транспорта, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, организации бытового обслуживания);
  • некоммерческие — не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли (финансируемые из различных бюджетов учреждения (больницы, школы, институты), потребительские кооперативы, благотворительные фонды).

Объекты предпринимательства.

Объекты предпринимательства — любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

Виды предпринимательства:

  • производственное предпринимательство — осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей;
  • коммерческое предпринимательство — состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции;
  • финансовое предпринимательство — является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги;
  • посредническое предпринимательство — проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны;
  • страховое предпринимательство — особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.

Организационные формы предпринимательства.

Индивидуальное, или частное предпринимательство — бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал.

Хозяйственное товарищество (или партнерство) — бизнес, которым владеют два и более человек. Собственность – долевая. Принимаются совместные решения и несётся личная полная или частичная имущественная ответственность за ведение дела.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение для совместной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении имущественных паёв.

Хозяйственное общество (корпорация, компания, акционерное общество) — совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Долевая собственность. Капитал образуется за счёт вкладов учредителей.

 Предпринимательство и бизнес.

Бизнес — экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами.

Понятие бизнеса отличается от понятия предпринимательства именно тем, что к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.

Из Конституции РФ.

Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Подробно о формах предпринимательства читайте в статьях:

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

О законе и правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: