Управление контроля таможенных рисков

Содержание
  1. Система управления рисками в таможенном деле: суть и цели, этапы анализа рисков, критерии присвоения уровня риска
  2. Общие положения о применяемой системе управления рисками (СУР)
  3. Базовые подходы к применению СУР при проведении таможенного контроля
  4. Цели применения СУР
  5. Что включает в себя процесс управления рисками в таможенном деле
  6. Счетная палата указала на недостатки реализации Системы управления рисками ФТС
  7. «Таможенные органы используют систему управления рисками при выборе объектов и форм таможенного контроля. Основная цель применения системы – обеспечить эффективный таможенный контроль, сосредоточить внимание на наиболее рискованных объектах и упростить перемещение тех, по которым не требуется применять меры по минимизации рисков. Однако, судя по выявленным нарушениям, заявленные цели не всегда достигаются», – отметил на Коллегии аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин. 
  8. Отдельно аудитор остановился на показателях результативности применения СУР. В 2018 – 2019 годах таможенные органы искусственно завышали их, чтобы достичь контрольные показатели деятельности. В частности, проверка установила случаи двойного учета одних и тех же результатов применения профилей рисков. 
  9. Международный опыт 
  10. Система управления рисками при таможенном контроле перемещаемых товаров
  11. Основы и принципы таможенного контроля
  12. Управление рисками
  13. Понятия системы управления рисками
  14. Объекты анализа
  15. Итоги применения форм таможенного контроля
  16. Основные задачи системы управления рисками
  17. Принципы построения системы управления рисками
  18. Система управления рисками в таможенном контроле
  19. Система управления рисками
  20. Формы контроля
  21. Одно из основных направлений внедрения СУР
  22. Принципы управления рисками
  23. Применение подхода, основанного на методах управления рисками, к таможенному контролю

Система управления рисками в таможенном деле: суть и цели, этапы анализа рисков, критерии присвоения уровня риска

Управление контроля таможенных рисков

Для определения объектов, нуждающихся в повышенном внимании таможенного контроля, и мер по сокращению количества непредвиденных ситуаций органы Федеральной таможенной службы (ФТС) применяют в таможенном деле систему управления рисками (СУР). Это положение закреплено в первом пункте статьи 378 «Использование таможенными органами системы управления рисками» Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

По Стандарту 6.3 Киотской Конвенции и соответствующим Методическим рекомендациям, СУР — это систематическое использование управленческих процедур и практик, обеспечивающих таможню необходимыми сведениями для контроля передвижения лиц или грузов, представляющих определенный риск. Расскажем подробнее, каким образом СУР применяется и интерпретируется в российском таможенном деле.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57 

Это быстро и бесплатно!

Общие положения о применяемой системе управления рисками (СУР)

В России правовая основа использования системы управления рисками состоит из:

  • положений ТК ЕАЭС (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. №317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза»);
  • Федерального закона от 3 августа 2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • других ведомственных, нормативных и правовых актов.

В соответствии со вторым пунктом ст. 310 «Проведение таможенного контроля» ТК ЕАЭС, таможенники в ходе контроля объектов, пересекающих государственную границу, используют определенные кодексом ЕАЭС формы контроля и (или) меры, обеспечивающие его проведение. Весь процесс построен на принципе выборочности объектов, форм и мер, по которым выполняют таможенный контроль.

Справка. Согласно пятому пункту ст. 310 ТК ЕАЭС, формы и меры используются сотрудниками таможни для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена Союза, контроль за соблюдением которого возложен на органы этого государства-члена (если это установлено законодательством данных стран).

Импортируемый на территорию ЕАЭС груз подвергают контролю и проверке с момента пересечения таможенной границы Союза (первый пункт ст. 1 статьи 14 ТК ЕАЭС «Прибытие товаров…»).

А вот экспортируемый с таможенной территории Союза товар ставят на контроль с момента регистрации декларации либо совершения действия, направленного на вывоз товаров с таможенной территории Союза, до фактического пересечения границы ЕАЭС, отзыва таможенной декларации либо до наступления обстоятельств, указанных в пунктах 9 и 10 статьи 14 ТК ЕАЭС.

Базовые подходы к применению СУР при проведении таможенного контроля

Выделяют следующие базовые подходы к применению СУР:

  1. Контроль сводится к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства (Стандарт 6.2 Киотской конвенции).
  2. ФТС прибегает к анализу рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, которые должны быть проверены, и степени такой проверки (Стандарт 6.4 Киотской конвенции).
  3. В процессе таможенного контроля сотрудники ФТС используют СУР (Стандарт 6.3 Киотской конвенции). Также после выбора объекта контроля применяются товароведение и экспертиза.
  4. В целях совершенствования контроля сотрудники ФТС стремятся к сотрудничеству с участниками торговой деятельности и заключению меморандума о взаимопонимании (Стандарт 6.8 Киотской конвенции).

Они определены по стандартам Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) в редакции 1999 г. (глава 6. Таможенный контроль).

Цели применения СУР

Согласно третьему пункту ст. 378 ТК ЕАЭС «Использование таможенными органами системы управления рисками», к основным целям применения системы управления и контроля рисками относятся:

  • подготовка условий для упрощения процедуры и сокращения времени перемещения через таможенную границу Союза товаров, по которым не была выявлена потребность в применении мер по минимизации рисков;
  • обеспечение эффективности таможенного контроля;
  • акцентирование внимания на тех областях, где риск велик и где нужно обеспечить эффективное использование ресурсов ФТС.

Чтобы установить в таможне РФ единые подходы к управлению, реализации и совершенствованию СУР, 18 августа 2015 приказом ФТС РФ №1677 была утверждена «Стратегия и тактика применения СУР, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков…». Ее суть — достижение перечисленных выше целей.

Примечание. Тактика применения СУР определяет совокупность приемов и методов СУР, а также порядок функционирования системы и реализации действий по контролю вероятных угроз.

Что включает в себя процесс управления рисками в таможенном деле

Процесс управления рисками — это систематизированная работа сотрудников ФТС по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления. Он состоит из:

  • оценки угроз;
  • определения мер по минимизации рискованных ситуаций и порядка их применения;
  • анализа и контроля результатов применения этих мер;
  • сбора и обработки данных об объектах таможенного контроля, о совершенных операциях и результатах контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров;
  • описания индикаторов угроз;
  • выбора объектов контроля;
  • создания и утверждения профилей рисков.

Счетная палата указала на недостатки реализации Системы управления рисками ФТС

Управление контроля таможенных рисков

Система управления рисками (СУР) в таможенных органах призвана ускорить и упростить пропуск товаров через границу. Однако, реализация действующей Системы не позволяет достичь эти и иные цели СУР, установленные Таможенным кодексом. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки ФТС и подведомственных ей Московской областной и Тверской таможен. 

«Таможенные органы используют систему управления рисками при выборе объектов и форм таможенного контроля. Основная цель применения системы – обеспечить эффективный таможенный контроль, сосредоточить внимание на наиболее рискованных объектах и упростить перемещение тех, по которым не требуется применять меры по минимизации рисков. Однако, судя по выявленным нарушениям, заявленные цели не всегда достигаются», – отметил на Коллегии аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин. 

Например, проверка установила признаки недостоверного заявления сведений о товарах по 1 461 декларации. Причем по всем ним Московская областная и Тверская таможни применяли различные профили рисков. А товары были выпущены без выявления нарушений. 

«Всего было установлено нарушений таможенного законодательства на сумму более 90 млн. рублей, что является потерями федерального бюджета», – констатировал аудитор Батуркин. 

Он напомнил, что таможенные органы обязаны применять СУР, чтобы выявить потенциально рискованные поставки и уделить их проверкам особое внимание. Но в случае идентичных товарных поставок одними и теми же участниками ВЭД, таможенные органы применяли эту Систему выборочно.

Порой товары автоматически выпускались без применения СУР и дополнительных форм таможенного контроля. Такой карт-бланш в 2018 – 2019 годы получали организации, которые ФТС России ранее отнесла к категории – низкого уровня риска.

Причем эта категория сохранялась и для несуществующих или обанкротившихся компаний.

«При автоматическом категорировании к группе низкого уровня риска были отнесены ликвидированные организации, что противоречит правилам работы СУР. Такие компании должны автоматически исключаться из перечня участников ВЭД.

 Одновременно организации, попавшие в категорию низкого уровня риска, но уже ликвидированные или не отвечающие ее критериям, длительное время (сроком до 6 месяцев) из нее не исключались.

Это же касается и компаний, в отношении которых начата процедура банкротства», – привел примеры Андрей Батуркин. 

Помимо этого, контрольное ведомство выявило признаки необоснованной дополнительной финансовой нагрузки на участников ВЭД. Так, при проверке таможенной стоимости товаров, Московская областная таможня приняла более 150 решений, в которых усматриваются признаки неправомерного взыскания денежных средств. 

«Кроме того, – отметил аудитор, – проверка показала, что в среднем по ФТС России возвращается более 66 % от внесенного обеспечения, при этом в ряде таможенных органах это значение превышает 90%. Это указывает на низкую эффективность дополнительных проверочных мероприятий по результатам применения СУР и на признаки необоснованного взыскания обеспечения». 

Помимо дополнительной финансовой нагрузки отдельные участники ВЭД сталкивались с ограничением своих прав на подачу таможенной декларации. Речь идет об организациях, которые попали в категорию среднего или высокого уровня рисков. В отличие от низкорисковых организаций, они не могут обращаться в любой таможенный орган. 

«Эти компании вынуждены подавать декларацию только в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары. Это указывает на признаки нарушения прав лиц, установленных пунктом 1 статьи 109 Кодекса Евразийского экономического союза. Нами установлено более 13 тыс. таких случаев», – сообщил Андрей Батуркин. 

Отдельно аудитор остановился на показателях результативности применения СУР. В 2018 – 2019 годах таможенные органы искусственно завышали их, чтобы достичь контрольные показатели деятельности. В частности, проверка установила случаи двойного учета одних и тех же результатов применения профилей рисков. 

В ходе анализа нормативной правовой базы Счетной палатой тоже были выявлены нарушения.

«Акты ФТС России, регламентирующие применение СУР, изданы с нарушением законодательства Российской Федерации, а также они не проходили антикоррупционную экспертизу в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 июля 2009 г.

№ 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», – пояснил Андрей Батуркин. 

Проверка выявила и другие нарушения в деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками. 

Представители ФТС России, участвовавшие в заседании коллегии, согласились с выводами Счетной палаты и заявили о готовности провести работу по устранению нарушений и недостатков.    

Международный опыт 

  • Европейская счетная палата

В ходе аудита проведена оценка, может ли программа «Таможня–2020» и соответствующее таможенное законодательство обеспечить IT-системы, необходимые для улучшения таможенных операций в ЕС. Было отмечено, что внедрение этих систем подверглось ряду задержек, поэтому некоторые из них не будут доступны к 2020 г.

– сроку, установленному в Таможенном кодексе ЕС. Задержки были вызваны несколькими факторами, в частности: изменением масштаба проекта, недостаточными ресурсами, выделенными ЕС и государствами-членами, и длительным процессом принятия решений из-за многоуровневой структуры управления. Были выявлены риски, что перенесенные на 2025 г. сроки внедрения систем также не будут соблюдены.

 

  • Государственное контрольное управление США

В 1994 г. Бюро таможенного и пограничного контроля начало работу над Автоматизированной коммерческой средой (Automated Commercial Environment (ACE) с целью обновления существовавшей системы электронной обработки торговли. В 2014 г. президент США установил итоговый срок завершения работы над системой – 31 декабря 2016 г. Однако реализация полного потенциала перехода к Автоматизированной коммерческой среде по-прежнему осложняется набором функциональных недостатков. ВОА США рекомендовал Министру внутренней безопасности обеспечить, чтобы Бюро таможенного и пограничного контроля совместно с партнерскими агентствами завершили выработку межведомственного подхода к управлению Автоматизированной коммерческой средой. 

  • Счетный суд Французской Республики 

По запросу Национального собрания Счетный суд Французской Республики изучил инвестиции в IT в Главном управлении государственных финансов и Главном управлении таможни. Только эти два ведомства охватывают более четверти государственных расходов на IT и персонал.

Счетный суд заключил, что ведомства обладают крупнейшими информационными системами, управляемыми надежно и строго, но срок использования некоторых материалов и приложений ограничивает их эволюцию. Существенные структурные недостатки, особенно в плане управления, стратегии и развития человеческих ресурсов, также сдерживают цифровую трансформацию.

Цифровой переход двух департаментов должен ускориться, чтобы повысить качество предоставляемых услуг и эффективность. 

  • Счетная палата Чешской Республики

ВОА Чехии проверил деятельность Главного таможенного управления с 2017 по 2018 гг. Аудиторы не обнаружили неэффективного и неэкономичного расходования средств, однако Управление допустило ошибки при публикации контрактов, инвентаризации и оценке активов. Главное таможенное управление не опубликовало в общей сложности 19 контрактов на сумму более 260 млн чешских крон (11 млн долл. США) в реестре контрактов в сроки и в формате, требуемые законодательством.

Система управления рисками при таможенном контроле перемещаемых товаров

Управление контроля таможенных рисков

Основой системы управления рисками является эффективное использование ресурсов таможенных органов с целью предотвращения нарушений законов при перемещении товаров через таможенную границу.

Определение 1

Риск – это степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов ТС.

Говоря о нарушениях законодательства при перемещении товаров через таможенную границу, необходимо в первую очередь сказать о перемещении товаров с сокрытием таможенного контроля, сюда относится контрабанда и недекларирование, а также перемещение товаров с нарушением правил декларирования (ложные и неполные сведения), в том числе с применением поддельных средств идентификации.

В России создана эффективная система управления рисками. Она состоит из четырёх уровней системы администрирования, в которую входят ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Главной целью системы управления рисками является создание современной системы таможенного администрирования, которая в состоянии обеспечить эффективную деятельность таможенного контроля, на основе принципа, базирующегося на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы России на ключевых направлениях работы таможенных органов для того чтобы свести к минимуму нарушения таможенного законодательства РФ. Данные цели:

  • Имеют постоянный характер.
  • Основаны на уклонении от уплаты таможенных пошлин и налогов в серьёзных масштабах.
  • Оказывают негативное влияние на конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.
  • Касаются важных вопросов и интересов государства, соблюдение которых находится в ведомстве таможенных органов.

Опыт применения системы управления рисками можно оценить в других странах, и, поскольку он показывает положительный результат, то становится понятно – его применение весьма эффективно в работе таможенных органов.

Основы и принципы таможенного контроля

Главные принципы и основы таможенного контроля, которые подразумевают использование системы управления рисками описаны и задекларированы в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации. Её также называют Киотская конвенция, которая была подписана в 1999 г. Kyoto Convention (1999), General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls.

Управление рисками

Определение 2

Управление рисками – это ключевой базисный принцип современных методов таможенного контроля, который даёт возможность оптимальным образом применять ресурсы таможенных органов, при этом не воздействовать негативно на таможенный контроль и освободить большую часть участников внешнеэкономической деятельности от бюрократических процедур.

Замечание 1

Процедуры, основой которых является управление рисками, дают возможность осуществлять контроль за производством таможенного оформления на участках с наибольшим риском, позволяя большей части товаров и физических лиц относительно свободно проходить таможенный контроль. Kyoto Convention (1999), General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls, p. 36.

Система управления рисками представляет собой одну из главных составляющих в деятельности таможенного контроля, согласно стандартам, которые предложены Всемирной торговой организацией (ВТО), они заключаются в следующем:

  • Минимизация времени таможенных операций.
  • Полная прозрачность процедур таможенных органов по отношению ко всем участникам внешнеэкономической деятельности.
  • Партнёрские отношения таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

Понятия системы управления рисками

Определение 3

Риск – это вероятность нарушения таможенного законодательства РФ или стран-членов ТС.

Определение 4

Анализ риска – систематическое применение информации, которой владеют таможенные органы, для установления причин и условий появления рисков, а также их идентификация и оценка возможных последствий нарушения таможенного законодательства РФ или стран-членов ТС.

Риски бывают двух типов: выявленный и потенциальный. Выявленный риск представляет собой известный факт нарушения законодательства РФ, которое уже произошло и таможенные органы располагают информацией о таком факте. Потенциальный риск представляет собой риск, который не проявил себя, однако существуют все условия для его возникновения.

Определение 5

Товары риска – товары, которые перемещаются через таможенную границу и в их отношении установлены риски или выявлены потенциальные.

Определение 6

Товары прикрытия – это товары, которые могут быть заявлены в качестве замещения товаров риска.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Объекты анализа

К объектам анализа принято относить следующие категории:

  • Товары, которые находятся под таможенным контролем или выпускаются для свободного обращения на таможенной территории.
  • Транспортные средства, которые принято использовать в международных перевозках для платной перевозки или для бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров.
  • Сведения, которые содержатся в транспортный, коммерческих или таможенных документах.
  • Сведения, которые содержатся в договорах международной купли-продажи или в иных договорах, которые были заключены во время совершения внешнеэкономической сделки, а при совершении односторонней внешнеэкономической сделки, документов, где описано содержание данной сделки.
  • Деятельность лиц, которые выступают в качестве, достаточном согласно гражданского или таможенного кодекса РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, которые находятся под таможенным контролем.
  • Деятельность таможенных представителей, владельцев складов временного хранения и таможенным складов, а также таможенных перевозчиков.

Итоги применения форм таможенного контроля

Определение 7

Область риска – это собранные в группы объекты анализа, к которым необходимо применять отдельные формы таможенного контроля или их совокупность, а также увеличение уровня эффективности качества таможенного администрирования.

https://www.youtube.com/watch?v=pkSssMp9ZiA

Определение 8

Индикаторы риска – конкретные критерии заранее заданных параметров, отклонение от которых даёт возможность выбирать объект контроля.

Определение 9

Оценка риска – это систематическое определение вероятности появления риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его появления.

Определение 10

Профиль риска – это совокупность сведений относительно области риска, индикаторов риска и рекомендации по применению мер для предотвращения или минимизации риска.

Профиль риска может быть общероссийским, региональным или зональным, это зависит от региона его применения.

Определение 11

Управление риском – это систематическая работа, которая подразумевает под собой разработку и реализацию на практике мер по предотвращению и минимизации рисков, оценку эффективности применения данных мер, а также контроль за выполнением таможенных процедур и таможенных операций, которые регулярно обновляются, анализируются и пересматриваются в таможенных органах в соответствии с имеющейся у них информации.

Основные задачи системы управления рисками

Система управления рисками призвана выполнять ряд функций, для которых она и была придумана и разработана. Они заключаются в следующем:

  • Создание единой системы информирования, которая предоставляет возможность системе управления рисками нормально работать.
  • Разработка новых методов для определения рисков.
  • Установление потенциальных и регистрация уже определённых рисков.
  • Определение причин и условий, которые могут оказать влияние на совершение таможенных правонарушений.
  • Оценка предполагаемого ущерба при возникновении потенциальных рисков и ущерба при обнаруженных рисках.
  • Установление возможности предотвращения или минимизации рисков, в том числе определение ресурсов, которые необходимы для этого и оптимальное их распределение.
  • Производство в отношении поиска новых путей и методик оценки эффективности применяемых мер.
  • Разработка и применение мер по предотвращению или минимизации рисков.
  • Контроль за реализацией на практике мер по предотвращению или минимизации рисков.
  • Оценка уровня эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений.
  • Создание базы информации посредством анализа результатов применения отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, в том числе причин и условий, которые могут спровоцировать таможенное правонарушение для выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.

Принципы построения системы управления рисками

Основой систем управления рисками являются базовые принципы, которые предлагают решения ключевых задач таможенной службы. Эти принципы следующие:

  • Принцип целевой направленности, которой заключается в подчинении всех задач таможенной службы и способов их разрешения для соблюдения таможенного законодательства РФ.
  • Принцип целостности, который состоит в том, чтобы регулярно разрабатывать и применять на практике структурными подразделениями ФТС РФ функциональных подсистем управления рисками в качестве элементов единой системы таможенной службы РФ.
  • Принцип информационного единства, основой которого является совместимость информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, в том числе взаимосвязи информации по вертикали и по горизонтали на всех допустимых уровнях таможенного администрирования.
  • Принцип законности, который состоит в соответствии принимаемых мер, направленных на предотвращение или минимизацию рисков действующему законодательству РФ.
  • Принцип единства управления рисками, основой которого является определение единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам для предотвращения или минимизации рисков.

Опираясь на данные принципы, система управления рисками может вполне адекватно организовывать эффективный таможенный контроль, который осуществляется на базе выборочного.

Это разрешает таможенным органам:

  • Акцентировать внимание на более важных и приоритетных направлениях работы и обеспечивать эффективное использования имеющихся ресурсов.
  • Преумножать возможности по установлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства РФ.
  • Создавать благоприятные условия для лиц, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность и при этом неукоснительно соблюдают таможенное законодательство РФ.
  • Минимизировать время перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
  • Формировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурными подразделениями ФТР РФ и соединять их в целостную систему таможенной службы РФ.

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Система управления рисками в таможенном контроле

Управление контроля таможенных рисков


Экономическое развитие Российской Федерации в настоящее время невозможно без активной экспортно-импортной деятельности, без привлечения иностранных инвестиций.

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации направлена на интеграцию с мировой экономикой, активное включение в международную торговлю, которое предписывает соблюдение Российской Федерацией основных принципов Киотской конвенции.

Реализация конвенционных начал, направленных на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу недекларированных или недостоверно декларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государства.

В силу этого особая роль по защите экономического суверенитета государства, обеспечению его экономической безопасности, по формированию доходной части федерального бюджета отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающемуся органу государственного управления внешнеэкономической деятельностью (далее – ВЭД), своевременно и качественно обслуживающему ее участников. Постоянная тенденция к увеличению внешнеторгового оборота и вместе с тем ограниченные возможности содержания таможенной службы требуют от таможенной службы постоянного совершенствования, заставляют искать оптимальные формы и механизмы осуществления своих функций. Одной из наиболее значимых задач таможенных органов является контроль над соблюдением участниками ВЭД установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В то же время в свете вступления Российской Федерации в систему международных хозяйственных отношений соблюдение интересов участников экспортно-импортных операций также является важной частью государственной политики.

Система управления рисками

Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля, в настоящее время выступает распространенная практически во всем мире система управления рисками в таможенном контроле(далее – СУР). В Австрии в 1995 г.

впервые в мире был создан стандарт по управлению рисками в таможенной службе.

Многие страны прошли данный этап, и их практический опыт подтверждает эффективность использования в деятельности таможенных органов системы управления рисками, которая значительно ускорила движение грузов через таможни, сократив время оформления, и, самое главное, подняла конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров.

Многое из этого практического опыта может и должно войти в практику и законодательную базу российской таможни. Несмотря на то что институту анализа и управления рисками в Таможенном кодексе РФ посвящена только одна статья, она создает правовую предпосылку для активного внедрения в таможенной службе Российской Федерации системы управления рисками.

При проведении таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства Российской Федерации. Принцип выборочности, закрепленный в п. 1 ст. 358 Таможенного кодекса РФ (далее – ТК РФ), означает отсутствие необходимости проводить контроль в полном объеме, т.е.

проверку всех товаров. Анализ содержания данной нормы показывает, что законодатель стремится следовать международным стандартам, и прежде всего положениям Киотской конвенции, которые используются многими таможенными службами зарубежных стран. Данный принцип имеет демократическую и альтернативную основы.

Например, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) главы дипломатических представительств иностранных государств в России, а также приравненные к ним лица освобождаются от всех видов таможенного досмотра, включая личный досмотр, если эти лица пересекают границу по служебным делам.

В этом случае осуществляется только контроль в форме проверки документов. Применение тех или иных способов проведения таможенного контроля, степень “жесткости” применяемых мер определяются необходимостью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и обстоятельствами каждого конкретного случая его применения.

Однако избрание формы таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов. Все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно.

Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках, где имеют место повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений таможенных правил либо таких, которые подрывают интересы отечественных товаропроизводителей или создают угрозу других государственных интересов, защищать которые призвана таможенная служба. И напротив, там, где рисков нет либо его риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, можно использовать самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.

Формы контроля

Выбор форм контроля зависит от целого ряда факторов. Прежде всего таможенный контроль должен быть эффективным. Достижение поставленных перед ним целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление.

Кроме того, таможенный контроль должен быть в максимальной степени необременительным, незаметным для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников ВЭД. При этом оба требования к современному таможенному контролю не должны помешать выполнению его важнейшей задачи – обеспечению соблюдения таможенного законодательства.

Новеллой российского таможенного законодательства является переход от тотального контроля к его выборочности, основанной на системе управления рисками. Следует отметить, что данная система в практику деятельности таможенных органов Российской Федерации внедрена и применяется с августа 2004 г.

, однако уже можно с уверенностью признать ее большое значение при организации таможенного контроля. Именно использование СУР позволяет находить компромисс между обеспечением эффективного контроля соблюдения таможенного законодательства, экономической защиты страны и содействием развитию торговли.

Таможенный контроль теперь осуществляется на основе системы анализа и управления рисками, т.е. выборочно по тем товарам и грузам, которые сопряжены с рисками для экономики, безопасности государства, для здоровья граждан и т.п.

Если велика вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, то необходимо выбирать приоритеты – в первую очередь подвергать проверке те операции и поставки, с которыми связаны правонарушения, влекущие наиболее значительные потери с точки зрения защищаемых таможенным законодательством интересов.

Фактически таможенный контроль как самостоятельное действие проявляется только при проведении таможенного досмотра, во всех остальных случаях применение мер контроля является составной частью таможенного оформления. Риск реализуется в виде профилей рисков, которые могут быть: – обязательными (например, для особых категорий товаров); – целевыми; – случайными.

Одно из основных направлений внедрения СУР

Одним из основных направлений внедрения СУР является реализация принципа выборочности при проведении таможенного контроля, что предполагает сокращение количества таможенных досмотров и их проведение лишь в случаях срабатывания профилей риска, прямыми мерами по минимизации которых определен таможенный досмотр, либо по заявлению декларанта, когда участнику ВЭД необходимо идентифицировать получаемый им товар. Федеральная таможенная служба Российской Федерации с целью организации таможенного контроля разрабатывает и направляет для применения в таможенные органы профили рисков, содержащие соответствующие указания о применении мер таможенного контроля. Ее внедрение в полном объеме позволит сократить таможенные досмотры ввозимых товаров до 10%, в отношении вывозимых товаров – до 8% без ущерба для безопасности государства. Согласно п. 2 ст. 358 ТК РФ система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу государства, т.е. представляет качественное содержание современного таможенного администрирования. К таким ресурсам можно отнести профессиональный кадровый состав таможенных органов, технические средства таможенного контроля, таможенную инфраструктуру, информационные ресурсы. Основными компонентами управления рисками являются таможенное инспектирование финансово-хозяйственной деятельности импортеров, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, контроль правильности заполнения таможенных документов.

Принципы управления рисками

Принципы управления рисками, соответствующие мировой практике и положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, под которыми понимается базисный принцип современных методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности его результатов. В соответствии с п.

2 Концепции системы управления рисками (см. Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г.

N 1069 “Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации”) в таможенной службе Российской Федерации риски подразделяются на: выявленные – выражаются в том, что существует известный риск, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.

Следует заметить, что в науке определение выявленного риска считают противоречивым, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 358 ТК РФ риск – это вероятность, т.е. нечто возможное, но еще не свершившееся, а факт совершения правонарушения – это уже не вероятность.

Другое дело – установление причин и условий, способствующих совершению выявленного или выявленных правонарушений, которые могут рассматриваться в качестве выявленных рисков, так как позволяют с определенной степенью вероятности предполагать о возможности совершения аналогичных правонарушений; потенциальные – представляют риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют. Применение СУР в развитых таможенных администрациях мира показало, что в качестве информационной базы для выбора форм осуществления контроля могут использоваться не только сведения о товарных партиях, но и практика ведения деятельности лицами, вовлеченными в процессы внешнеторговой деятельности. В связи с этим появилась необходимость субъектного подхода при организации таможенного контроля, результатом которого должно стать возможное отнесение участников ВЭД либо к группе риска, либо к категории добросовестных субъектов, в отношении которых вероятность нарушения таможенного законодательства наиболее мала. С этой целью таможенными органами используется технологическая схема, предусматривающая применение в процессе таможенного оформления и таможенного контроля двух видов коридоров: зеленого и красного. Если принято решение о направлении поданной декларации по зеленому коридору, то товар сразу, после уплаты таможенных платежей, выпускается в свободное обращение. При этом ускорение и упрощение процедур таможенного оформления достигаются за счет того, что выпуск товара осуществляется без сопроводительных документов и без проведения фактического досмотра. В случае принятия решения о направлении поданной декларации по красному коридору проводятся документальный контроль и полный или частичный досмотр товаров и транспортных средств. В некоторых странах, например в Италии, используется технологическая схема желтого коридора, когда осуществляется документальный контроль и по его результатам принимается решение о необходимости проведения фактического досмотра. Выпуск товаров в свободное обращение в данном случае осуществляется после проведенной проверки и уплаты таможенных платежей. В настоящее время в Италии 74% товаров проходит по зеленому коридору, 19% – по желтому и 7% – по красному. Практика применения таможенными службами стран – членов Всемирной таможенной организации (ВТО) системы управления рисками доказывает ее эффективность. Так, в таможне Дувра (Великобритания) досмотру подвергаются не более 3 – 4% товарных партий. Система управления рисками в Италии позволяет выявлять от 1 до 2% нарушений от общего объема декларирования при осуществлении проверки только 26% деклараций. Досмотр товаров и транспортных средств в США применяется крайне редко – в отношении 1 – 2% товаров.

Применение подхода, основанного на методах управления рисками, к таможенному контролю

ВТО предполагает, что применение подхода к таможенному контролю, основанного на методах управления рисками, позволит таможенным службам: – сосредоточить внимание на областях повышенного риска и тем самым более эффективно использовать свои ресурсы; – повысить возможности выявления таможенных правонарушений, а также участников внешней торговли и пассажиров, не соблюдающих требований таможенного законодательства; – предоставить законопослушным участникам внешней торговли и пассажирам более благоприятные условия; – ускорить торговлю и передвижения. Таким образом, Таможенный кодекс РФ предусматривает в качестве основы регулирования таможенного контроля принцип анализа и управления рисками, на основании которого должны выявляться товары, транспортные средства, лица и документы, подлежащие проверке, и определяться степень такой проверки. Для таможенной службы система управления рисками является достаточно новым инструментом таможенного контроля, который должен сыграть решающую роль в унификации таможенных процедур, обеспечении информационного обмена и развитии таможенно-торгового сотрудничества в соответствии с международными стандартами ВТО. Система управления рисками объединяет ряд новейших таможенных инструментов и технологий, которые обеспечивают повышение эффективности работы таможенных служб, не ставя под угрозу интересы торговли.

Система анализа и управления рисками как элемент системы управления в структуре таможенных органов необходима и для руководящего состава ФТС России, и для исполнителей, т.е. региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов. Она необходима руководству при принятии обоснованных управленческих решений, а исполнителям – для повышения профессиональных навыков, избавления от многих рутинных операций, повышения оперативности работы. Как следствие, способствует созданию для участников ВЭД более цивилизованных условий ведения внешнеэкономической деятельности, а также ускорению внешнеэкономического оборота.

О законе и правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: