Увольнение в связи с утратой доверия муниципального служащего производится

Содержание
  1. Увольнение в связи с утратой доверия
  2. Основания
  3. Мера воздействия
  4. Фиксирование неправомерных действий
  5. Порядок действий
  6. Действия комиссии
  7. Кого можно уволить?
  8. Муниципального служащего
  9. Государственного служащего
  10. Военнослужащего
  11. Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия
  12. Законодательство
  13. Необходимые мероприятия
  14. Особенности расчета и выплат
  15. Особенности увольнения служащего
  16. Утрата доверия по статье ТК РФ
  17. Увольнение в связи с утратой доверия к работнику — пошаговая процедура
  18. На государственной службе
  19. Увольнение беременной женщины
  20. Увольнение бухгалтера
  21. Увольнение военнослужащего
  22. Взыскание в связи с утратой доверия к гражданскому служащему
  23. Увольнение муниципального служащего
  24. Правовое обоснование дополнительных причин увольнения со службы лиц, замещающих должности муниципальных служащих
  25. К сведению:
  26. Нюансы увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия
  27. Основания увольнения, указанные в трудовом законодательстве
  28. Основания увольнения, дополнительно предусмотренные для служащих
  29. Кс разъяснил порядок увольнения госслужащего в связи с утратой доверия
  30. Повод для обращения в КС
  31. Позиция Конституционного Суда

Увольнение в связи с утратой доверия

Увольнение в связи с утратой доверия муниципального служащего производится

Трудовой кодекс разъяснил в статье 81 понятие «утрата доверия», который в некоторых случаях использует администрация организации для прекращения действия трудового договора на законном основании.

В соответствии с его положением доверие работодателя утрачивается, когда работник совершает преступные действия, вплотную занимаясь операциями по денежным оборотам либо по товарным ценностям.

Основания

Прекращение действия трудового договора осуществляется по различным основаниям, утрата доверия является одним из них. Основанием для увольнения служат действия работника, влекущие к потере доверия к нему.

В Трудовом кодексе не приводится конкретный перечень поступков, позволяющих освободить работника по причине потери доверия, хотя он указывается в некоторых законах федерального значения, касающихся службы в государственных органах.

Например, о нем указано в статьях 59.2 законов № 79 и 41.9 № 2202-1. Но каждый отдельный случай необходимо рассматривать с учетом индивидуальной специфики при обнаружении достаточных оснований для увольнения.

Однако как показывает судебная практика, увольнению работник подлежит при совершении действий:

  • нанесение убытка или попытка причинения убытка работодателю путем хищения, утраты, уничтожения вверенных ему денежных средств или материальных ценностей;
  • допущение нарушений в правилах, по которым осуществляется учет, хранение и выдача денежных средств или других видов ценностей;
  • нарушение в исполнении правил производства приходных и расходных операций с наличностью, расходования денежных средств из полученной выручки, лимитов с остатком кассы, несвоевременная сдача выручки в банк;
  • фиктивное уменьшение до нуля балансовой стоимости активов, изъятие из баланса, аннулирование состоявших на балансовом учете товарных ценностей, денежных средств и причисление их в число убытков;
  • употребление доверенных денежных средств, товарных ценностей для достижения личных целей;
  • иные виды действий.

К утрате доверия относят проступки работника, вследствие которых наносится материальный урон организации.

Например, работник стремящийся присвоить ценности, за которые он несет ответственность, был задержан в момент совершения хищения.

Несмотря на то, что он не успел похитить ценности, работника отстраняют от занимаемой должности из-за утраты доверия. К тому же попытку непременно надо письменно зафиксировать.

Мера воздействия

Работодатель обязан до увольнения применить установленные законодательными актами меры дисциплинарное наказание к работнику.

В их число входят:

  • устное замечание;
  • устный выговор;
  • строгий выговор с внесением в трудовую книжку.

Фиксирование неправомерных действий

Специальных бланков с утвержденной формой, куда заносятся неправомерные поступки, не существует.

Обнаружившее проступок или его последствия лицо составляет докладную записку, содержанием которой является:

  • личные данные лица, который обнаружил проступок;
  • соответствующие действиям работника обстоятельства:
  • выявленные последствия неправомерных действий;
  • дата, время выявления проступка или его результаты.

При обнаружении правонарушений сотрудникам органов правопорядка или третьими лицами докладная записка не составляется.

Недостача материальных ценностей, выявленная во время проведения инвентаризации, оформляется актом.

Порядок действий

Руководитель разрабатывает мероприятия по проведению расследования внутри организации для установления вины работника на основании представленного акта, служащего доказательной базой.

Внутреннее расследование не исключает обращения в правоохранительные органы, хотя для осуществления увольнения достаточно выявить вину работника.

К тому же он должен потребовать, чтобы работник объяснил свои действия, мотивы его проступка в письменном виде.

Ниже приведена пошаговая инструкция по организации служебного расследования:

  • формирование комиссии из компетентных, незаинтересованных в результатах расследования работников, число которых составляет минимум три человека;
  • издание приказа о формировании комиссии;
  • уведомление с приказом членов комиссии под подпись.

Формируется комиссия не только в случае нанесения ущерба имуществу, но и в случае совершения проступка работником, который может привести к нему.

В содержании приказа о создании комиссии указываются сведения, которые вмещают:

  • фамилии членов, их занимаемые должности;
  • дата создания комиссии, обоснование и актуальность основополагающих задач деятельности, продолжительность ее деятельности;
  • полномочия членов комиссии, если они не предусмотрены локальными нормами организации.

Действия комиссии

Круг задач, разрешаемых комиссией по расследованию проступка работника, охватывает:

  • установление обстоятельств, при которых был нанесен ущерб – время, место, способ;
  • описание сведений о ценностях;
  • производство расчета стоимости нанесенного ущерба;
  • обнаружение лица, по чьей вине нанесен урон;
  • сбор информации по делу, которое расследуется;
  • выяснение степени вины;
  • определение меры воздействия к виноватому работнику.

Результаты расследования, выявленная информация оформляется членами комиссии в форме акта, справки, объяснительной и докладной записки.

По истечению хода расследования комиссия составляет отчет, подписываемый всеми членами.

Работник должен быть ознакомлен с результатами проверки под роспись. Если работник отказывается от просмотра отчета, то его отказ  оформляется специальным актом.

Кого можно уволить?

Неминуемость ответственности государственных служащих, которое налагается на них за совершение коррупционных правонарушений, относится к одному из важнейших прин­ципов проявления противостояния коррупции.

Прекращая трудовые отношения со служащими, которые трудятся в государственных и муниципальных органах, необходимо ориентироваться на положения, указываемые в качестве оснований для увольнения в нормативных актах.

К ним относятся:

  • характер коррупционного правонарушения;
  • степень его тяжести,
  • обстоятельства, побудившие к совершению проступка;
  • следование ограничениям, запретам, требованиям о предупреждении, урегулировании конфликтных ситуаций между сторонами, исполнение обязанностей, которые установлены для осуществления направленных против коррупции действий;
  • предыдущие показатели исполнения должностных обязанностей.

Муниципального служащего

Увольнение по утрате доверия производится согласно основанию, отмеченному в  Федеративном законе, испущенном в марте 2007 года за номером 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно в статье 27.1.

 Для выяснения мотивов проступка руководитель обязан потребовать от служащего о представлении объяснительной записки в письменном виде.

 Муниципальный служащий обязан предоставить его в течение двух дней с момента времени, когда ему было заявлено о его написании.

Непредставление записки оформляется актом, оно не может служить основанием для производства процедуры увольнения.

Расследование совершенного проступка осуществляется до истечения месяца со дня, когда поступила информация о содеянном муниципальным служащим коррупционном правонарушении.

Притом исключаются дни, в течение которых он пребывал на больничном листе по временной нетрудоспособности, период нахождения в трудовом отпуске, дни неявки на службу по веским причинам, период выполнения проверки, время рассмотрения материалов расследования комиссией. Уволить его необходимо в течение шести месяцев, но не позже.

В приказе на увольнение необходимо привести ссылку на соответствующую статью законодательного акта. Копия приказа с отметкой о содеянном коррупционном правонарушении, нарушенных положений вручаются служащему под расписку в продолжение пяти рабочих дней, отсчитываемых со дня его издания.

Если к нему не была применена мера воздействия, то испускается соответствующее распоряжение. Его копия выдается на руки служащему муниципалитета. Он имеет право обжаловать решение об увольнении в суде.

Государственного служащего

Нормативы закона «О государственной гражданской службе» вносят незначительную ясность по отношению оснований прекращения трудовых отношений. Они введены в статью 59.3 закона, разъясняющего условия установления и применения видов наказания к государственным служащим, допустившим нарушения прав.

В частности к ним относится совершение считающихся виновными действий, повлекших за собой утрату доверия руководителя, который управляет государственным органом.

Трудовой кодекс РФ под «утратой доверия» подразумевает несоблюдение служащим принципов государственной службы, трудовой дисциплины.

В любом случае определение «утрата доверия» должна быть:

  • обоснованной убедительными фактами, которые имели место быть;
  • подтвержденной документами, в их содержании должна быть зафиксирована вина государственного служащего, например, злоупотребление должностным положением на службе.

К тому же, знание представителем нанимателя о личных интересах государственного служащего в создании конфликта интересов может привести его к безоговорочному увольнению.

Также он будет уволен в случае, когда представитель нанимателя не предпримет усилия для устранения либо улаживания конфликта интересов, несмотря на то, что гражданский служащий, находящийся у него в подчинении, является участником конфликта.

Военнослужащего

Федеративный закон, изданный за номером 53 «О воинской обязанности и военной службе», принятый в исполнение в марте 1998 году регламентирует трудовые отношения военнослужащих, правовые вопросы по всем видам увольнения со службы, включая утрату доверия. Он содержит указания по мере ответственности военнослужащего за совершение корруп­ционных правонарушений.

К основаниям, по которым производится увольнение военнослужащего по формулировке «утрата доверия» сообразно статье 51, относится:

  • непринятия должных мер по устранению или урегулированию конфликтных ситуаций, где он является одной из сторон;
  • непредставление или представление сомнительных, недостаточных сведений о своих доходах и рас­ходах, об имуществе и носящих имущественный характер обязатель­ствах, включая доходы жены или мужа, несовершеннолетних детей;
  • сотрудничество с ведущей коммерческую деятельность организацией в составе органа управления на оплачиваемой основе, исключая случаи, которые утверждены актами действующих федеральных законов;
  • осуществление предпринима­тельской деятельности;
  • вступление в руководящий состав управления учреждений по попечительству или наблюдению, в другие органы некоммерческих неправительственных организаций, их структурные представительства, производящие деятельность на территории страны, не предусмотренных международным договором или действующими законами Российской Фе­дерации.

Увольнение военнослужащего осуществляется, если установлено одно или несколько правонарушений, расцененных как коррупционные.

Если работодатель увольняет работника по приведенной формулировке, то он должен доказать причинно-следственную обусловленность проступка, иначе увольнение расценивается как противозаконное. К тому же увольнение в связи с утратой доверия к работнику входит в число прав руководителя, но никоим образом его нельзя назвать обязанностью.

Руководитель должен скрупулезно разобрать каждый отдельный случай, охватывая все стороны сложившейся ситуации до принятия решение об увольнении. Оно должно стать крайней мерой взыскания при условии отсутствия результатов ранее примененных мер дисциплинарного принуждения с учетом негативных последствий, возникших в государственном органе.

Увольнение декретницы при ликвидации предприятия Непрерывный трудовой стаж при увольнении по собственному желанию

Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия

Увольнение в связи с утратой доверия муниципального служащего производится

Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия производится по специальному плану, который учитывает все законодательные нормы и различные нюансы. Сама процедура имеет пошаговый характер и включает в себя как процедуру задокументированной проверки, так и дальнейший процесс увольнения и расчета.

Законодательство

Основные варианты увольнения по утрате доверия закреплены в законе «О противодействии коррупции», а также в дальнейших дополнениях и поправках.

Большая часть процессов связанных с утратой доверия расписано в 81 статье. Пункт 7 регламентирует материальную ответственность и возможность увольнения. В пункте 7.1 есть дополнение о коррупции.

Гражданские служащие подчиняются закону «О государственной гражданской службе РФ». По статье 59.2 этого закона увольнение госслужащего по утрате доверия производится на основе коррупционных составляющих.

Деятельность муниципального служащего также регламентирована федеральным законодательством (О муниципальной службе в РФ). Основания для увольнения в связи с утратой доверия прописаны в этом законе в статье 27.1. Чаще всего основанием является конфликт интересов или же сокрытие доходов.

Необходимые мероприятия

Если есть наличие нарушения в исполнении своих обязанностей сотрудником, то работодатель должен предварительно начать проверку этого факта. Дальнейшие результаты проверки покажут наличие оснований для увольнения.

Пошаговая процедура:

  • выявление нарушения, то есть должен быть сам факт проступка;
  • создание незаинтересованной комиссии (численность может быть любая, но строго не меньше трех лиц);

Образец приказа о создании комиссии для проведения служебного расследования

  • проведение проверки, которая выявляет все моменты нарушения и степень вины сотрудника;
  • на основании полученных доказательств, которые должны быть задокументированы, идет процедура наказания;
  • дисциплинарное взыскание в виде увольнения требует серьезного нарушения, а также полную утрату доверия в отношении сотрудника;
  • издается приказ, на основе которого производится расчет и увольнение сотрудника, а также взыскание в материальной форме при необходимости.

Образец записи в трудовую книжку об увольнение по утрате доверия

Вся ответственность, которая может послужить дальнейшим основанием для увольнения по утрате доверия, прописывается в ряде документов:

  • трудовой договор и дополнения к нему;
  • дополнительные соглашения об ответственности, в том числе имущественного или материального характера;
  • инструкция по должности, в которой прописаны все обязанности.

Все лица, которые являются гражданскими или муниципальными, находятся под постоянным контролем со стороны различных государственных органов. Стоит учесть, что основаниями для увольнения такой категории может быть проведенная государственная проверка, которая выявит нарушения и нарушителя.

Важным моментом является составление приказа, который должен быть представлен виновному под роспись. Если увольняемый отказывается от простановки росписи, то приказ зачитывается при свидетелях, в присутствии виновного лица.

Указанная дата увольнения считается последним рабочим днем, во время которого должен быть произведен расчет.

Особенности расчета и выплат

Любой гражданский или муниципальный служащий получает при увольнении расчет. Сам расчет может включать в себя:

  • основные выплаты при увольнении (зарплата, отпускные);
  • дополнительные (различные премиальные и надбавки);
  • наличие материального взыскания.

Фактически при расчете из средств, которые выплачиваются при увольнении, могут вычесть ту сумму, на которую был нанесен ущерб. В большинстве случаев при серьезных нарушениях, в частности коррупционного характера, увольняемые также должны оплатить государственный штраф.

Требуется помнить, что расчет должен быть произведен не позднее дня увольнения, прописанного в приказе, так как невыполнение такого правила является нарушением уже со стороны работодателя.

Все выплаты и взыскания должны быть занесены в расчетный листок, который выдается совместно с остальной документацией.

Образец заполнения расчетного листка – лицевая сторона Образец заполнения расчетного листка – обратная сторона

Особенности увольнения служащего

У каждого типа служащих есть свои особенности, которые требуется учитывать при увольнении. Нюансы гражданской службы:

  • широкий ряд полномочий имеет дополнительные ограничения, которые не используются для обычных категорий сотрудников;
  • требуется соблюдение личных и государственных интересов в виде баланса. Если личные интересы перевешивают при совершении должностях обязанностей, то создается основание для утраты доверия;
  • проверка достоверности нарушения и увольнения предусматривается Указом Президента №1065;
  • как и для остальных категорий граждан также предусмотрена полная процедура проверки с подключением специальной комиссии.

У работника муниципалитета больше возможностей для утраты доверия. Если у госслужащих основной статьей является нарушение коррупционных правил, то у муниципального служащего есть ряд оснований для процедуры увольнения по утрате доверия. Сюда входит как конфликт интересов, так и неисполнение должностных обязанностей.

Увольнение служащих гражданского или муниципального типа по утрате доверия возможно только при наличии всех доказательств. Процедура увольнения включает в себя несколько этапов и учитывает все трудовые права работника. Весь процесс сбора доказательной базы и дальнейшие действия являются стандартными для всех категорий сотрудников.

Утрата доверия по статье ТК РФ

Анализируемая причина прекращения отношений «работник – работодатель» характерно для всех видов официальной занятости.

Утрата гражданским служащим доверия является основанием для прекращения договора. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях:

  • неурегулирования либо не предотвращения имеющегося столкновения интересов с его участием. Эта норма также распространяется на представителя работодателя, который зная о намечающемся или возникшем конфликте, ничего не предпринял;
  • непредоставления данных о доходах-расходах, имеющемся имуществе и обязательствах (например, кредитный договор). Аналогично – если сведения заведомо подложные или неполные;
  • занятости в сфере предпринимательства;
  • нарушения законодательства о наличии счетов за границей. Пункты 2 и 5 касаются супруга (-и) и не достигших 18-летия детей служащего.

Об увольнении по собственному желанию по причине переезда в другой город читайте в статье:

Другие работники признаются субъектами анализируемой статьи Трудового Кодекса в случаях:

  • ненадлежащей сохранности материальных ценностей. Например, кладовщик выносит из доверенного ему помещения товары либо для собственного использования либо для продажи;
  • нарушение правил осуществления торговой деятельности: продавец обсчитывает или обвешивает покупателей, продает неучтенные товары минуя кассу;
  • использование выданных работодателем инструментов, оборудования, приспособлений для собственных нужд.

Если проступок совершил некомпетентный или замещающий сотрудник, то говорить о применении данной статьи не стоит. Во-первых, со стороны работника это вполне может быть оплошность (ошибка), совершенная по причине неопытности или некомпетентности. Во-вторых, работа с ценностями должна носить для данного работника регулярный характер. Разовые обязанности учитываться не должны.

Увольнение в связи с утратой доверия к работнику — пошаговая процедура

Правоприменительная практика выработала следующий порядок увольнения по утрате доверия:

  • оформление докладной записки с фактами, указывающими и доказывающими совершение проступка. При проведении проверки или инвентаризации достаточно соответствующего акта;
  • формирование комиссии для рассмотрения докладной (акта проверки);
  • работа комиссии – ее члены должны определить причины и обстоятельства произошедшего, выяснить размер и характер причиненного ущерба, проанализировать доказательства и сделать вывод о виновности/невиновности работника. Обязательно учитывается поведение сотрудника перед совершением проступка;
  • оформление комиссией по результатам работы акта, в котором четко указывают виновника, степень вины и доказательства;
  • ознакомление сотрудника с актом. Отказ в подписании также должен быть зафиксирован работодателем письменно;
  • составление приказа об увольнении, расчет. Никаких заявлений от сотрудника не требуется. Каких-либо выплат или пособий помимо зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск не предусмотрено.

Недопустимо применять п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК произвольно. Итак, кого работодатель имеет право уволить в связи с утратой доверия:

  • кладовщик;
  • товаровед;
  • кассир;
  • продавец;
  • военнослужащие;
  • гражданские служащие.

Письменное возложение материальной ответственности – не обязательное условие. Достаточно того, что работник взаимодействует с ценностями: выдает товары, рассчитывает покупателей и т.д.

На государственной службе

Основной НПА, регулирующий анализируемую сферу — ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Законодатель тесно связывает потерю веры в порядочность служащего и коррупционные преступления, объединяя в ст. 59.3 последствия совершения данных деяний.

В сфере госслужбы есть два варианта прекращения трудовых отношений:

  • при предоставлении кадровой службой докладной записки;
  • путем ознакомления с рекомендацией комиссии по конфликтам, если ей ранее направлялась эта записка.

Утрата доверия на государственной службе отразится пятном на репутации госслужащего.

Увольнение беременной женщины

Можно ли уволить беременную женщину по статье утрата доверия? Нет, нормы, устанавливающие гарантии беременным, содержат ряд безусловных запретов.

Один из них — неправомерность расторжения договора с данной категорией работниц по инициативе работодателя. Исключения только два: прекращение деятельности юридического лица или ИП, т.е.

объективные обстоятельства, исключающие дальнейшее продолжение работы.

Соответственно, ч. 1 ст. 81 ТК на беременных женщин он не распространяется. Подтверждением выступает справка из учреждения здравоохранения, установленной формы.

Увольнение бухгалтера

Увольнение бухгалтера по указанному основанию (утрата доверия) – это прямое нарушение работодателем закона. Данный вывод следует из анализа позиции юристов, где окончательную точку поставила судебная коллегия ВС РФ, вынеся определение по делу № 78-В06-39 от 31.07.2006 г.

Позиция высшей судебной инстанции однозначна: бухгалтер непосредственно не связан с ценностям (т.е. он не может принимать товары, забирать чеки). Их основная функция – это преимущественно бухгалтерский учет. Соответственно, работодатель применять данное основание увольнения не вправе.

Законодательство допускает расторжение договора с анализируемой категорией работников в следующих ситуациях:

  • принятие необоснованного решения;
  • смена собственника.

Увольнение военнослужащего

Для анализа указанного основания увольнения военнослужащего (утрата доверия) следует обратиться к нормам ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 51). Так, увольнение военнослужащих возможно при:

  • неурегулировании либо непредотвращении столкновения интересов, если военнослужащий является его стороной;
  • непредоставлении либо предоставлении неактуальных сведений о доходах-расходах, имеющемся имуществе и обязательствах. Непредоставление сведений должно касаться его, супруги(-а), несовершеннолетних детей;
  • занятость в управлении коммерческим юридическим лицом и др.

Окончательный «вердикт» выносит лицо, имеющее право решать такие вопросы (как правило, руководитель соответствующего воинского подразделения).

Взыскание в связи с утратой доверия к гражданскому служащему

Взыскания в связи с утратой доверия к гражданскому служащему применяются не позднее 1-го месяца, который считается с момента обнаружения проступка. Не следует учитывать время:

  • болезни;
  • отпуска;
  • другие уважительные причины (например, длительная командировка);
  • рассмотрения дела комиссией, занимающейся урегулированием конфликтов.

Максимальный срок применения взыскания – 6 месяцев.

Бесплатная консультация юриста по телефону: (7 4,29 из 5)
Загрузка…

Увольнение муниципального служащего

Увольнение в связи с утратой доверия муниципального служащего производится

Муниципальная служба является одной из сфер профессиональной деятельности, осуществляемой путем заключения трудового договора на замещение должностей с работодателем, в лице которого могут выступать:

  • глава муниципального образования
  • руководитель органов самоуправления местного уровня
  • председатель избирательной комиссии муниципалитета
  • прочие лица, имеющие соответствующие полномочия

Поскольку люди, замещающие муниципальные должности, вступают в трудовые правоотношения, на основании подписания в двустороннем порядке контракта (трудового договора), вопросы урегулирования отношений решаются:

  • согласно нормам Трудового кодекса РФ
  • в соответствии с прочими правовыми актами в сфере труда, принятыми государством, субъектами РФ, уставами муниципальных образований

Порядок приема на работу и основания прекращения трудовых правоотношений с муниципальными служащими регулируется трудовым законодательством России. Кроме того, 02 марта 2007 года был принят ФЗ № 25 профильного назначения, регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в муниципалитеты, прохождение службы и прекращение выполнения служебных обязанностей:

  • российских граждан
  • лиц, имеющих иностранное гражданство, в соответствии с условиями международных договоров, имеющих право нести муниципальную службу

В соответствии с нормами ст. 77 ТК РФ, действие контракта с муниципальным служащим можно прекратить по общим основаниям трудового законодательства:

  • по достигнутому соглашению между лицом, замещающим должность служащего муниципалитета, и работодателем
  • по окончании действия договорных отношений
  • по желанию служащего, подавшего заявление об увольнении как минимум за две недели до предполагаемой даты прекращения правоотношений
  • по инициативе работодателя (заметим, что это могут быть не только виновные действия служащего, нарушившего дисциплину или не справляющегося со служебными обязанностями, но и, например, сокращение численности работников или штата сотрудников, прекращение деятельности муниципального учреждения и прочие)
  • переводу служащего к другому работодателю
  • по состоянию здоровья (невозможности выполнения далее служебных обязанностей), о чем свидетельствует должным образом оформленное заключение медиков, и отсутствием соответствующих вакансий, куда можно перевести служащего для продолжения несения службы
  • прочим основаниям, предусмотренным законом

Правовое обоснование дополнительных причин увольнения со службы лиц, замещающих должности муниципальных служащих

Кроме причин увольнения со службы в муниципалитете по общим нормам трудового законодательства, ст. 19 ФЗ № 25, действующего в последней редакции от 26 июля 2017 года, предусмотрено право расторгнуть трудовые правоотношения по инициативе нанимателя муниципальных служащих, в случае достижения предельно допустимого возраста;

К сведению:

Заметим, что во втором пункте ст. 13 ФЗ № 25, определяющей ограничения при приеме на муниципальную службу, оговорен возраст по достижению 65 лет, когда гражданин не может быть принят на службу, следовательно, и далее выполнять служебные обязанности:

  • если служащий принимает гражданство иностранного государства или получает право на постоянное место жительства на территории другой страны, не являющейся участником заключенных с Российской Федерацией международных договоров о праве замещать должности муниципальных служащих;
  • в случае нарушения запретов и ограничений, предусмотренных нормами ФЗ № 25 для лиц, поступающих на службу в муниципалитеты. Сюда относят:
    • признание полной или частичной недееспособности, по решению судебных органов;
    • вступление в силу приговора суда за виновные действия, не приемлющие дальнейшее несение службы;
    • отказ от прохождения процедуры оформления допуска к секретной информации, необходимой для выполнения в полной мере возложенных по условиям контракта обязанностей;
    • выявленные в ходе медицинского обследования заболевания, препятствующие дальнейшему исполнению обязанностей;
    • получение двойного гражданства страны, не заключившей с Россией международных договоров, предусматривающих право несения муниципальной службы;
    • выявление факта нахождения служащего с главой муниципального образования в близких родственных связях, если выполнение служебных обязанностей сопряжено с подчинением и подконтрольностью между ними;
    • сокрытие сведений, которые обязаны сообщать служащие, в соответствии с требованиями норм ФЗ № 278, регулирующего вопросы борьбы с коррупцией, и прочие запреты, установленные нормами ст. ст. 14 – 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», изменениями, вступившими в силу с 01 января 2018 года.

Нюансы увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия

В нормы Трудового кодекса РФ, в основание увольнения работников по инициативе руководителя, с введением в действие ФЗ № 231 от 03 декабря 2012 года, был внесен п. п. 7. 1 ст. 81, предусматривающий право нанимателя прекратить трудовые отношения со служащими муниципальных учреждений, в случае утраты доверия, включая:

  • бездействие со стороны служащего, замещающего должности муниципалитета по предотвращению или урегулированию конфликтных ситуаций, когда, в силу занимаемой должности, он обязан предотвратить конфликт интересов, и может повлиять на объективное и беспристрастное решение вопросов, связанных с исполнением служебных обязанностей;
  • непредставление или частичное скрытие сведений о получении доходов, расходов, а также имуществе, находящемся в личной собственности как непосредственно служащего, так и его близких родственников – супруга, несовершеннолетних детей;
  • открытие счетов в иностранных банках на имя служащего или его супруга, несовершеннолетних детей и пользование прочими иностранными финансовыми инструментами.

Читайте так же:  Сколько длится процедура усыновления?

Урегулирование конфликта интересов, возникающего в процессе исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей, происходит в соответствии с нормами ст. 14. 1 ФЗ № 25.

Для расследования обстоятельств и выяснения наличия вины служащего проводится служебное расследование после истребования письменного объяснения. Если в течение двух дней объяснительная не была написана, составляется соответствующий акт за подписью нескольких свидетелей.

Согласно второму пункту ст. 27 ФЗ № 25, муниципальный служащий может быть отстранен от исполнения своих непосредственных обязанностей, с сохранением денежного содержания, на время проведения расследования и принятия решения о мерах привлечения к ответственности, сроком до одного месяца.

За несоблюдение запретов и ограничений, требований о предотвращении, урегулировании конфликта интересов, с целью предотвращения коррупции в муниципальных учреждениях, служащий привлекается к ответственности вплоть до увольнения, в связи с утратой доверия.

Основанием прекращения трудовых отношений могут стать:

  • доклад о результате проведенной проверки кадровой службой, с целью профилактики нарушений, имеющих коррупционный характер;
  • рекомендации, направленные в комиссию по соблюдению служебных требований;
  • прочие материалы расследования, подтверждающие виновные действия служащего, с учетом тяжести содеянного.

Стоит обратить внимание, что, в случае увольнения со службы, в связи с утратой доверия, сведения включают в реестр лиц, уволенных по аналогичным причинам, что закрывает двери для поступления на службу в будущем.

Запись в трудовой книжке о прекращении трудовых отношений со служащим, утратившим доверие, может звучать со ссылкой на нормы трудового законодательства с формулировкой, дублирующей основания п. 7.1ст. 81 ТК РФ.

Трудовая книжка выдается на руки уволенному сотруднику в последний день его службы.

Основания увольнения, указанные в трудовом законодательстве

В ТК РФ выделяются ряд категорий, служащих основаниями для расторжения договора с наемным работником.

Основания для увольненияОписание
Инициатива работникаЛица должны уведомить руководителя об увольнении за срок, предусмотренный видом контракта. Уведомление по бессрочным договорам по основной работе подается за 14 дней
Инициатива работодателяРасторжение договора осуществляется в связи с нарушением дисциплины, сокращением штата, ликвидацией предприятия и прочими причинами
Соглашение сторонУвольнение осуществляется по договоренности между сторонами по условиям и сроку расторжения договора
Прекращение срока действия договораУвольнение осуществляется по контрактам с ограниченным сроком действия при найме на время замещения постоянного работника, проведения сезонных работ

Основания увольнения, дополнительно предусмотренные для служащих

Муниципальные служащие могут быть уволены по основаниям, указанным в ст. 19 ФЗ № 25-ФЗ. Предусмотрены причины:

  • Выход из гражданства РФ или иностранного государства, позволяющего занимать муниципальную должность.
  • Достижение предельного возраста, установленного для замещения муниципальных должностей. В отношении муниципальных служащих предусмотрено однократное продление контракта на срок не более 1 года.
  • Нарушение требований по ограничениям и запретам, применяемых к должности муниципального служащего.
  • Дисквалификация, предусмотренная КоАП, назначенная судебным органом.

Читайте так же:  До какого года продлена приватизация жилья в России?

Данные основания не предусматривают периода отработки вне зависимости от инициатора прекращения контракта.

Пример о применении ограничения

Ряд ограничений является самостоятельным основанием для увольнения. Например, муниципальный служащий в процессе трудовой деятельности получил заболевание, не позволяющее продолжения работы в связи с полной нетрудоспособностью.

Прекращение контракта со служащим производится без отработки на основании заявления и медицинского заключения. В документах будет указана ссылка на пп. 4 ч. 1 ст.

13 ФЗ № 25-ФЗ, в связи с возникновением нетрудоспособности в период службы.

Кс разъяснил порядок увольнения госслужащего в связи с утратой доверия

Увольнение в связи с утратой доверия муниципального служащего производится

Конституционный Суд вынес Постановление № 14-П от 6 апреля 2020 г.

, в котором указал, что увольнение госслужащего в связи с утратой доверия по причине непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения коррупционного правонарушения.

Повод для обращения в КС

31 августа 2017 г. Игорь Котяш был уволен с государственной гражданской службы в Управлении Росприроднадзора по Мурманской области по своей инициативе, а 1 сентября 2017 г. вновь поступил на госслужбу – в Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора.

В дальнейшем на основании представления Генпрокуратуры была проведена служебная проверка, которая установила, что мужчина при поступлении на госслужбу не представил сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичные сведения в отношении супруги и несовершеннолетних детей. В связи с этим было рекомендовано применить в отношении него дисциплинарное взыскание в виде увольнения. 28 июня 2018 г. он был освобожден от замещаемой должности и уволен по основанию, предусмотренному п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, – в связи с утратой представителем нанимателя доверия к госслужащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным законом, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.

Игорь Котяш обратился в Первомайский районный суд г. Мурманска с иском о признании увольнения незаконным, восстановлении в ранее замещаемой должности, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, внесении изменений в трудовую книжку и обязании представителя нанимателя принять меры по исключению его из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что увольнение в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст.

37 Закона о госслужбе является законной и обоснованной мерой реагирования на допущенное им нарушение действующего законодательства о прохождении службы, а процедура увольнения Игоря Котяша была соблюдена.

Апелляционный суд оставил решение без изменений. В передаче кассационных жалоб Котяша в Мурманский областной суд и в ВС РФ было отказано.

Бывший госслужащий обратился в Конституционный Суд. В жалобе (имеется у «АГ») он указал, что п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе, а также п. 2 ч. 1 ст. 13.

1 Закона о противодействии коррупции противоречат Конституции, поскольку позволяют представителю нанимателя увольнять госслужащего в связи с утратой доверия за нарушение требований закона о необходимости представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, совершенное им при поступлении на службу, т.е. в период, когда госслужащий еще не имел соответствующего публично-правового статуса, в то время как по своему буквальному смыслу оспариваемые нормы предполагают возможность увольнения в связи с утратой доверия лишь в том случае, когда сведения о доходах не были представлены им в период госслужбы. Непредставление же претендентом на замещение должности госслужбы сведений о доходах при поступлении на такого рода службу является, по мнению заявителя, обстоятельством, препятствующим заключению с данным лицом служебного контракта.

Позиция Конституционного Суда

Изучив материалы дела, КС заметил, что оспариваемый п. 2 ч. 1 ст. 13.

1 Закона о противодействии коррупции – как следует из его содержания – распространяется лишь на такие категории граждан, как лица, замещающие государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность, данное законоположение не может рассматриваться в качестве затрагивающего конституционные права лиц, замещающих должности госслужбы РФ, а значит – и приводить к нарушению этих прав. В связи с этим Суд признал в данной части жалобу недопустимой.

Что же касается п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.

2 Закона о госслужбе, конституционность которых оспаривается Игорем Котяшем по причине его увольнения с госслужбы в связи с утратой доверия за непредставление при поступлении на госслужбу сведений о доходах – своих и членов семьи, то данные законоположения могут выступать предметом рассмотрения Конституционного Суда исключительно в их связи с иными правовыми нормами, регулирующими отношения, связанные с поступлением на госслужбу и ее прекращением, а также определяющими правовое положение (статус) госслужащих, заметил КС.

Таким образом, указал Суд, предметом его рассмотрения являются положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.

2 Закона о госслужбе в той мере, в какой они – в системной связи с иными положениями этого закона – служат основанием для решения вопроса об увольнении госслужащего в связи с утратой доверия к нему представителем нанимателя по причине непредставления им при поступлении на госслужбу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Конституционный Суд отметил, что порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указывается, что подп. «а» п. 3, п. 4, п. 10 и п.

15 документа прямо предусматривают, что непредставление гражданином при поступлении на указанную службу – вопреки установленному законом требованию – сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, равно как и представление им заведомо ложных сведений, исключает возможность его назначения на должность государственной гражданской службы и заключения с ним служебного контракта. Обязанность же обеспечить соблюдение требований закона при поступлении граждан на госслужбу возлагается на соответствующий государственный орган (его подразделение по вопросам государственной службы и кадров), что предполагает в числе прочего истребование от конкретного гражданина, претендующего на замещение должности госслужбы, всех необходимых для назначения его на данную должность и заключения с ним служебного контракта документов и сведений, включая сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также организацию проверки достоверности этих сведений в установленном порядке.

Конституционный Суд отметил, что заключение государственным органом – вопреки требованию закона – служебного контракта с гражданином, не представившим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, исключает применение к этому гражданину после поступления его на государственную гражданскую службу негативных правовых последствий в виде мер юридической ответственности, в том числе такой сопряженной с репутационными издержками меры, как увольнение с указанной службы по порочащему гражданина основанию.

КС также указал, что применение к госслужащему такой меры ответственности, как увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения указанного коррупционного правонарушения.

Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.

2 Закона о госслужбе выступают элементами правового механизма применения к госслужащему меры ответственности за совершение им в период прохождения службы такого коррупционного правонарушения, а потому не предполагают увольнения госслужащего, который, хотя и не представил при поступлении на службу необходимых сведений, на тот момент еще не имел соответствующего публично-правового статуса, но впоследствии был назначен на должность вопреки требованию закона.

Иное, по мнению КС, означало бы допустимость применения в отношении госслужащего меры ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия, т.е. по порочащему основанию, при отсутствии в его действиях (бездействии) состава коррупционного правонарушения.

Тем самым это не только вступало бы в противоречие с ч. 2 ст.

54 Конституции, но и приводило бы к выходящему за рамки конституционно допустимых ограничений прав и свобод ущемлению прав на равный доступ к госслужбе и на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии.

Таким образом, Конституционный Суд признал п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе не противоречащими Конституции и отметил, что выявленный в постановлении смысл данных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Также Суд указал на необходимость пересмотра правоприменительных решений по делу Игоря Котяша.

О законе и правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: