Виды знаний в педагогике

Знания в педагогике – это… Определение, виды и формы, применение

Виды знаний в педагогике

Любой ученик рано или поздно задается вопросом: «Зачем учиться? И так все просто и понятно…» Дитя не догадывается, что «просто и понятно», потому что оно уже овладело какой-то частичкой знаний. Ребенок еще не понимает, что путь познания бесконечный и необыкновенно захватывающий. К тому же знания могут принести моральную, физическую, материальную выгоду, если использовать их с умом.

Что такое знания?

Когда человек попадает в критическое положение, он садится и обдумывает, как из него выбраться. Обдумывание — это процесс извлечения из собственного багажа знаний и опыта тех средств, которые помогут разрешить ситуацию.

Чем больше человек учился, перенимал теоретический и практический жизненный опыт других людей, тем этот багаж богаче.

Следовательно, и неблагоприятная ситуация быстрее и легче разрешится у того человека, который больше знает и умеет.

Знания — это:

  • осмысленное восприятие человеком действительности;
  • инструмент ее преобразования;
  • составная часть человеческого мировоззрения;
  • источник интересов;
  • необходимое условие развития талантов и способностей;
  • собственность индивидуума и достояние общества.

Знания приобретаются в процессе обучения, овладения и познания научного богатства человечества.

Знания в педагогике — это и цель, и средство педагогической деятельности.

Педагогика — это наука?

Доказательствами того, что педагогика — самостоятельная отрасль знания, обособленная наука, являются следующие факты:

  • Педагогика имеет собственную историю происхождения и развития.
  • Имеет проверенные практикой источники развития — многовековой опыт воспитания подрастающего поколения, научные исследования и труды, на основе которых сложились современные системы воспитания.
  • У нее есть собственный предмет — это воспитательная деятельность.
  • А также особая функция познания законов воспитания, обучения, образования человека и поиска путей их совершенствования в современных ей условиях.

Кроме того, педагогика как отрасль научных знаний имеет свои цели, задачи, формы, методы и приемы исследовательской и практической работы.

Источники и система педагогических наук

Решение специфических задач воспитания и образования заставляет педагогов обращаться к смежным наукам о человеке, чтобы получить ответы на некоторые вопросы. Поэтому педагогика в системе научных знаний занимает прочное место.

Философия — основа педагогики, источник идей этой работы, почерпнутых из различных философских систем. Такие философские науки, как этика, эстетика, социология, науковедение и другие, предоставляют материал о новых социальных явлениях и процессах. С учетом этого изменяются и задачи, формы, методики воспитательной работы.

Анатомия, физиология и медицина предоставляют данные о человеческом организме. Изучение особенностей функционирования различных его отделов помогает в выборе правильных систем развития и обучения воспитанника с отклонениями в здоровье (коррекционная и реабилитационная педагогика).

Психология изучает закономерности развития внутреннего мира и поведения человека. Педагогика эффективно использует в своей практике результаты психологических исследований (возрастная педагогика — дошкольная, школьная, высшей школы). На стыке двух наук возникла психопедагогика и педагогическая психология.

Система педагогических наук обширна. На основе изучения особенностей контингента воспитуемых вырабатываются и отбираются специфические цели и задачи, формы и методы педагогического воздействия. Например:

  • кондуктивная педагогика занимается проблемами воспитания и обучения детей с церебральным параличом;
  • этнопедагогика использует вековой воспитательный опыт народов различных национальностей;
  • педагогика пенитенциарная изучает и использует возможности перевоспитания лиц, находящихся в заключении;
  • превентивная педагогика изучает причины и методы исправления девиантного и делинквентного (отклоняющегося) поведения;
  • семейная педагогика выявляет проблемы и недостатки семейного воспитания, занимается их профилактикой;
  • досуговая педагогика (педагогика свободного времени, клубная педагогика) решает проблемы организации полезного досуга для людей разных возрастных и социальных групп;
  • социальная педагогика изучает влияние среды обитания на человека и разрабатывает технологии использования ее возможностей для максимальной реализации личностных способностей.

Таким образом, знания в педагогике — это тесное взаимное переплетение с теорией и практикой самых разных наук.

Подробнее о социальной педагогике

Социальная педагогика изучает влияние среды обитания на человека и разрабатывает технологии использования ее возможностей для реализации личностных способностей.

Социальная педагогика максимально приближена к каждому человеку как члену социума.

Ее технологии социализации индивидуума строятся на таких знаниях, как выявление личных планов и мотивов, ресурсов для их реализации, стадии социализации, виды социализации человека (семейная, профессиональная, поло-ролевая и др.).

Социальная педагогика как социальное знание является частью гуманитарного знания, занимающегося проблемами гуманизации общества.

По большому счету, деятельность любого педагога включает в себя в большей или меньшей степени социальные знания.

Источники и виды педагогических знаний

Знания в педагогике — это совокупность систематизированных теоретических и практических данных о воспитании, развитии и обучении человека.

Источники педагогического знания:

  • Собственный опыт любого человека (житейские или обыденные знания).
  • Практические знания, получаемые в ходе педагогической работы. Возникающие в ходе воспитания детей или ребенка проблемы заставляют воспитателя обращаться к научным источникам для поиска ответов на вопросы, рациональных методов формирования личности и обучения.
  • Специально организованные научные исследования (научно-практические знания). Познание особенностей объектов изучения порождает новые гипотезы, идеи, требующие дополнительных исследований. В результате появляются новые научно обоснованные педагогические системы воспитания, обучения, развития личности. Получение новых знаний в педагогике – это творческий процесс, требующий основательного теоретического образования и практического опыта.

Формы педагогических знаний

Теоретическая форма включает в себя ряд понятий, которыми оперирует ученый, изучая педагогические явления на теоретическом уровне — принципы, закономерности, теории, понятия, технологии и др.

В результате рождаются предположения, описания, гипотезы, требующие систематизации и своего подтверждения или опровержения практическим путем (например, экспериментально).

То есть в процессе познания появляются новые знания.

Практическая форма — это опытные или эмпирические знания, получаемые в результате непосредственной работы с объектами педагогической деятельности. Для их получения используется множество методов, отбираемых с учетом конкретных условий, целей и задач, особенностей объекта воспитания.

Знания в педагогике — это тесное переплетение их научно-теоретической и эмпирической форм. Такой «союз» теории и практики порождает новые педагогические теории и концепции, направления и технологии.

Функции педагогики как науки

Педагогика как область знаний выполняет две определенные функции.

Теоретическая функция: изучение существующего опыта, диагностика его эффективности, научное обоснование, моделирование.

Технологическая функция связана с разработкой педагогических проектов в виде программ, методических рекомендаций, учебников и с их внедрением в практику. Оценка практических результатов влечет за собой их корректировку на теоретическом и практическом уровне.

Знания в педагогике — это… Определение, виды и формы, применение

Виды знаний в педагогике

Любой ученик рано или поздно задается вопросом: «Зачем учиться? И так все просто и понятно…» Дитя не догадывается, что «просто и понятно», потому что оно уже овладело какой-то частичкой знаний. Ребенок еще не понимает, что путь познания бесконечный и необыкновенно захватывающий. К тому же знания могут принести моральную, физическую, материальную выгоду, если использовать их с умом.

Теоретическое, эмпирическое и нормативное знание в педагогике

Виды знаний в педагогике

Определение 1

Теоретическое знание в педагогике – это уровень построения педагогической науки, базирующийся на совокупности обобщенных положений и понятий.

Теоретическое знание включает в себя разнообразные теоретические концепции и данные о воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения.

Педагогическая теория является фундаментом для практической педагогической деятельности. поэтому, теоретические положения должны быть аргументированными, подтвержденными научно, объективными и доступными для восприятия. Педагогические теории содержат закономерности реализации педагогического процесса и их детальное обоснование.

Теория педагогики является инструментом передачи педагогического опыта. При этом, передается не сам опыт, поскольку его невозможно полноценно и эффективно передать и реализовать на практике, а только научная мысль, которая выделяется из этого опыта, являясь компонентом теоретического осмысления, систематизации итогов практической учебно-воспитательной работы.

Педагогическая теория лежит в основе педагогической практики. При этом, она не может существовать без реализации своих теоретических положений в практической работе. В этом случае, теоретическое знание бессмысленно.

Педагогической практике необходимо теоретическое обоснование ее действия. Оно должно находится в соответствии с теоретическими предписаниями, характеризующими смысловое назначение, целеполагание и основные принципы педагогической деятельности.

Теоретическое знание в педагогической науке базируется на комплексе:

  • Суждений.
  • Умозаключений.
  • Аксиом.
  • Закономерностей.
  • Принципов.

Процессы обучения и воспитания строятся на основе конкретных педагогических принципов. Кроме того, в ходе исторического развития, сложились определенные закономерности этих процессов.

Теоретические знания в педагогике являются относительными. Наука постоянно развивается и совершенствует свои теории и концепции. Любое новое открытие дает почву для появления новой проблемы исследования, новых вопросов и поиска на них ответов т.е. новую почву для научных размышлений и открытий.

Педагогическая теория неразрывно связана с другими научными дисциплинами.

В основу теоретического знания педагогики положены философские учения о воспитании и развитии человека. Любой теории философии соответствует теоретическое знание педагогики.

Исходные положения педагогики, объясняющие природу человека, взяты из философских учений, которые претерпевают изменение и развиваются по мере развития общества, что в итоге приводит к изменению концепций педагогики в области обучения и воспитания и практической организации деятельности образовательных систем.

В педагогике, ее теории активно используются положения и концепции психологической науки. В частности, процессы воспитания и обучения, их стадии основываются на сензитивных периодах развития психических процессов организма.

Эмпирическое знание

Эмпирическое знание педагогики содержит информацию о различных фактах педагогической науки:

  1. Продуктивности или нецелесообразности конкретных методов обучения и воспитания.
  2. Положительных и негативных факторах, воздействующих на педагогический процесс, педагогические направления деятельности.
  3. Итогах педагогической работы, применения конкретных систем, технологий, методик воспитания.
  4. Качестве педагогической деятельности в конкретных заведениях образования.
  5. Успешном или неудачном обучении по какой-то образовательной программе, методическому пособию, учебнику.
  6. Протекании психических процессов организма в ходе обучения и воспитания.

Рисунок 1. Теоретическое и эмпирическое познание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эмпирические знания отражают параметры функционирования, развития педагогической действительности.

Все эмпирические знания педагогической науки накапливаются в течение всего периода исторического развития научного педагогического знания. Их невозможно сопоставить, потому что они описываются не научным языком, точнее полунаучным, что приводит к невозможности их заложения в основы теоретической педагогики.

Исследования педагогической науки должны в своей основе содержать данные эмпирических исследований, которые отражают информацию о сущности, особенностях, закономерностях развития процессов и явлений в педагогике. Без этого, теоретическое знание теряет свою научную значимость, выступая только совокупностью рекомендаций теоретического характера или рецептов педагогической деятельности.

Нормативные знания

Определение 2

Нормативные знания педагогики – это знания о том, как необходимо действовать в конкретных педагогических ситуациях и направлениях деятельности.

Нормативные знания состоят из указаний, рекомендаций, инструкций педагогической деятельности. Также, к ним относятся и принципы организации педагогической деятельности, ее социальные нормы и юридические нормативы.

Нормативные знания ориентированы на регулирование педагогических процессов, их организацию и управление ими. Они позволяют планировать педагогическую работу, организацию процессов обучения и воспитания, вносить поправки в планы, исходя из меняющих условий социального развития и функционирования педагогической системы.

Формирование нормативных педагогических знаний является результатом выполнения педагогической наукой функции проектирования и технического исполнения педагогической деятельности.

Нормативные знания имеют социальную ориентацию. Они направлены на поддержание правопорядка в обществе, развитие культуры поведения в нем, создание благоприятной обстановки для полноценного личностного развития и безопасного существования всех его граждан.

К основным нормативным знаниям в педагогике относятся следующие:

  1. Образовательные знания – это знания о нормах формирования содержания образования.
  2. Правовые знания – это знания законов и нормативных актов, регулирующих социальные, гражданские, экономические отношения в обществе. Сюда входят знания основ гражданской ответственности, прав и свобод граждан, статей гражданского и уголовного кодекса, основ организации рыночных взаимоотношений.
  3. Нравственные знания – это знание моральных принципов и норм общественного поведения.
  4. Валеологические знания – это знания о нормах физического развития учащихся, поддержании развития здорового образа жизни.
  5. Профессиональные знания – это знание правил профессионального поведения и взаимодействия.
  6. Методологические знания – это знания способов научного исследования, поиска информации, приемов обучения.
О законе и правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: