Водительские права при форме дцп

Содержание
  1. Право на права: как человеку с инвалидностью получить водительское удостоверение
  2. Право имею?
  3. Хочу получить права: что делать?
  4. С какими болезнями нельзя водить машину
  5. Особенности запрета на вождение авто при болезнях
  6. С какими болезнями можно и нельзя управлять авто
  7. Как инспектор узнает, какие болезни есть у водителя
  8. Какой штраф предусматривается за вождение при наличии опасных заболеваний?
  9. Как пройти медкомиссию на водительские права: подробная инструкция
  10. Каких врачей предстоит посетить
  11. Кому нужно проходить водительскую медкомиссию
  12. Куда обращаться за справкой для вождения
  13. Какие документы потребуются
  14. Как проходит медкомиссия
  15. Сколько стоит пройти медкомиссию
  16. Прохождение медкомиссии: с какими препятствиями можно столкнуться
  17. Упростит ли задачу электронная запись
  18. Заключение
  19. Расскажите друзьям об этом материале:
  20. Право на права: может ли человек с инвалидностью быть таксистом
  21. «Шторит и мажет»
  22. Не каждому даны
  23. Таксист по праву
  24. Предупреждайте заранее

Право на права: как человеку с инвалидностью получить водительское удостоверение

Водительские права при форме дцп

Автомобиль уже давно перестал быть роскошью, став необходимым и удобным средством передвижения.

А для человека с инвалидностью и вовсе личный транспорт зачастую является единственной возможностью быть мобильным и независимым.

Как инвалиду получить права на вождение, людям с какими нарушениями это недоступно и чем отличается обучение? В материале «Лабиринт 42» – полезная информация и истории тех, кто уже много лет водит автомобиль.

Право имею?

Человек с инвалидностью имеет право получить водительское удостоверение, но только, если у него нет заболеваний, которые препятствуют управлению автомобилем. Список этих ограничений есть в Постановлении Правительства России от 29.12.2014 N 1604.

Не смогут получить автоправа люди со следующими особенностями здоровья:

  • Органические, включая симптоматические, психические расстройства.
  • Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
  • Расстройства настроения (аффективные расстройства).
  • Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства.
  • Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте.
  • Умственная отсталость.
  • Психические заболевания и расстройства поведения, которые связаны с употреблением психоактивных веществ.
  • Эпилепсия.
  • Ахроматопсия.
  • Слепота обоих глаз.

Во всех остальных случаях получение прав возможно. Однако при некоторых особенностях здоровья законом разрешено использовать транспорт только с ручным управлением или автоматической трансмиссией.

Новокузнечанка Ольга Яж водит автомобиль вот уже 15 лет. Девушка проходила обучение экстерном.

«То есть я не училась в автошколе: правила освоила дома сама, вождение мне объяснял брат. Сдавала на своей машине, потому что в ней нарощены педали и сиденье. Вождение – это мой мир, совершенно другой, в котором я могу расслабиться и быть самой собой. Авто – это моя крепость, где хозяйка только я», – поделилась с нами Ольга.

Хочу получить права: что делать?

В целом, обучение вождению людей с ограниченными возможностями здоровья не имеет особых отличий. Самое главное – найти автошколу, которая обучает инвалидов вождению. У учреждения должны быть для этого технические возможности и специально обученный персонал.

Так, рекомендуется обратить внимание на то, чтобы у автошколы был специально оборудованный автопарк и лицензия.

Также стоит изучить отзывы о школе, причём желательно выяснить, как в ней проходит обучение именно людей с инвалидностью: насколько сотрудники внимательны, терпеливы и корректны.

Кемеровчанин Михаил Погорелко за рулём 11 лет. У парня ДЦП, левосторонний гемипарез. Как шутит сам молодой человек, у него «хулиганит» левая рука.

Но это не помешало ему стать уверенным водителем. Михаил уверен: автомобиль для инвалидов – это отличное средство технической реабилитации и возможность социализироваться.

Ведь на дороге все равны, вне зависимости от особенностей здоровья.

«Я учился водить на механической коробке переключения передач. Безусловно, это сложнее, чем ездить на автомате. А когда у тебя хулиганит левая рука, как минимум, на одну сложность больше.

Первые 4 года своей автомобильной жизни я провёл за рулём автомобилей с МКПП, в первый из которых я не доверял своей левой руке держать руль, боясь, что она повернёт его.

Для того, чтобы переключить передачу, я отпускал руль, правой рукой переключал передачу и возвращал правую руку обратно за руль.

Спустя год, катясь по пустому проспекту, неожиданно для себя, взялся за руль левой рукой и, о чудо, я не уехал ни влево, ни вправо. Я ехал прямо.

Так начал доверять левой руке, и до сих пор позволяю ей держать штурвал, если вдруг правая занята. Однако, с 2013 года я практически не езжу на «механике», все мои автомобили на автомате.

Когда пойду менять права, наверное, мне в новых и вовсе поставят отметку «только автомат»», – рассказывает Михаил.

Парень признаётся: записываясь в автошколу, он шёл на риск. Ведь на момент оплаты обучения не было 100% уверенности, что ему выдадут медицинскую справку. Мытарства по врачам продолжались больше года: все убеждали Михаила, что он не сможет ездить.

Парень десятки раз услышал от врачей «у тебя не получится», несколько врачебных комиссий сказали, что он «не годен». Более того, родственники и друзья тоже убеждали молодого человека в нереальности его задумки, говоря, что вождение – это сложно даже для здоровых людей. Но в итоге, упорство, настойчивость и вера в то, что всё получится, сломили врачей и удивили близких.

«Я получил медсправку, где было написано «годен». Эта была победа! Победа, которая отпечаталась в моём сердце. Сейчас, когда мне тяжело, я вспоминаю того 18-летнего парня, который смог сделать то, во что никто не верил. Я не побоялся мечтать, и всё получилось.

Помню, на первом занятии я на протяжении часа учился трогаться и ездил вперёд-назад на площадке длиной 15 метров. Когда на втором занятии инструктор подъехал к моему дому, я думал, что он отвезёт меня на автодром, где мы продолжим отрабатывать навыки.

Вместо этого, он вышел, закурил сигарету и сказал: «Садись за руль, настраивай зеркала, я покурю и поедем». Я не скажу уже, по какому маршруту мы ехали, зато отчётливо помню ощущения, когда после этого занятия припарковал учебный автомобиль напротив дома.

Мне казалось, что я под кайфом, или будто, проведя безвылазно несколько дней дома, вышел на улицу, и сделал полной грудью глоток воздуха. В этот момент я почувствовал, что все мои убеждения в собственных ограниченных возможностях, на самом деле, лишь в моей голове.

В многом я благодарен своему инструктору, ведь во многом именно от него зависит от того каким ты станешь водителем, получив заветные права.

Мне повезло, и сейчас, отвечая на вопрос: «Какую автошколу посоветуете?», говорю: «Важнее выбрать инструктора, с которым комфортно именно вам», – вспоминает Михаил Погорелко.

У кемеровчанина Игоря Иванова были автомобильные права до того, как он стал инвалидом.

Оказавшись на инвалидной коляске, Игорь Васильевич заменил права, срок действия которых на тот момент как раз истекал. Никаких дополнительных занятий и сдачи экзаменов для этого не потребовалось.

В правах мужчины просто поставили пометку, что он может водить автомобиль только с ручным управлением.

«Поначалу было непривычно управлять автомобилем без помощи ног. Много манипуляций нужно было выполнять руками: и газовать, и тормозить, и рулить, и переключать скорости. Сначала тренировался во дворе дома, не выезжая на «большую дорогу». Но ничего, освоился.

Сначала у меня была «Ока» на «механике», которую мне за активное участие в жизни города и активную гражданскую позицию подарил губернатор. Затем я сам приобрёл японскую машину с автоматической коробкой передач.

На ней, конечно, ездить стало проще. Я складываю инвалидную коляску сам и кладу её на заднее сидение автомобиля.

Личный транспорт очень упрощает мне жизнь: помогает познавать мир, коммуницировать с обществом и совершать всевозможные дела.

На авто я независим и мобилен, не нужно вызывать такси или просить кого-то о помощи. Я в шутку называю свою машину «бензиновой коляской». Для меня она – незаменимая помощница.

За рулём я чувствую себя таким же, как все, словно и нет ограничений по здоровью. Я передвигаюсь на авто наравне со всеми, мне также, как раньше, всё доступно на дороге. Машина – необходимость и отдушина для человека с инвалидностью.

А движение и скорость – это сильный эмоциональный наркотик», – говорит Игорь Иванов.

Отметим также, что до 2005 года  для инвалидов была предусмотрена льгота и полагался бесплатный автомобиль. Сроком на 7 лет людям с инвалидностью выдавали автомобили «Ока» и «Таврия» с ручным управлением. Но с 1 января 2005 года все действующие законы, касающиеся обеспечения инвалидов транспортными средствами, были отменены.

С какими болезнями нельзя водить машину

Водительские права при форме дцп

В автомобильном праве есть Федеральный Закон «О безопасности транспортных средств» (конкретно статья 23), регулирующий возможность вождения, имея те или иные болезни. Он ссылается на Перечень противопоказаний, при наличии которых нельзя не только управлять машиной, но и вовсе получать права.

Среди них преимущественно заболевания, связанные с головным мозгом, зрением и двигательной активностью. Если водитель сможет обойти Закон и несмотря на запрет, сядет за руль, он не просто рискует получить штраф, но и ставит под угрозу свою жизнь и безопасность других участников дорожного движения.

Особенности запрета на вождение авто при болезнях

Человек, который собирается водить машину, должен иметь личное чувство ответственности за жизнь окружающих его людей. Кроме него самого, никто не может узнать о наличии опасной болезни без соответствующей медицинской справки.

Что еще немаловажно: при обнаружении того или иного заболевания, врач не передает информацию в ГИБДД. По правилам мед. обследование необходимо проходить каждые 10 лет.

И если, например, у водителя появятся приступы эпилепсии через 2 года после получения прав, следующие 8 он может управлять автомобилем с «чистой» справкой.

При остановке автомобиля инспектором он может выявить признаки болезни без изучения медицинского заключения. Однако, даже в этом случае лишить прав может только суд.

Исключение составляют только те, у кого вовсе не было водительского удостоверения и те, кто уже лишен прав.

В противном случае нарушитель просто понесет наказание в виде штрафа от 5 до 15 тысяч рублей, при условии, что его действия не повлекли за собой серьезные последствия.

С какими болезнями можно и нельзя управлять авто

Среди самых распространенных заболеваний, которые полностью ограничивают право управлять автомобилем или являются особым указанием к вождению, стоит выделить:

  • Постинсультное состояние с такими осложнениями, как деменция, амнезия, слепота на оба глаза. В Законе об инсульте речи нет вовсе, так как опасность представляют его последствия.
  • Эпилептические расстройства всех форм и видов. Запрет касается всех типов автомобилей, любой конструкции.
  • Болезнь Паркинсона. Сама по себе не является противопоказанием, даже на последних стадиях. Но при ее активном развитии вероятно появление деменции, которая ограничивает возможность управлять любыми ТС.
  • Большинство видов психических расстройств — тяжелая депрессия, шизофрения, амнезия, делирий, галлюцинации, расстройства личности, а также неуточненные формы, связанные с травмами и отклонениями головного мозга.
  • Умственная отсталость, в том числе аутизм и синдром Дауна. Хотя в Законе об этих болезнях ничего не сказано, препятствием к вождению служит снижение интеллекта и слабоумие.
  • Слепота. Запретить водить машину врачи могут только при полном отсутствии зрения. Если не видит только один глаз, или функция обоих снижена, могут быть предъявлены дополнительные меры. В водительском удостоверении в 12 графе ставят отметку “GCL” или «Очки/линзы обязательны».

При диабете, астме, энцефалопатии, сердечных и сосудистых заболеваниях никаких ограничений нет. Водитель должен своевременно принимать препараты, поддерживающие здоровье, и это зона его личной ответственности, за пренебрежение которой в случае чего он понесет наказание.

То же касается головной боли или температуры. Правила дорожного движения запрещают садиться за руль в болезненном и утомленном состоянии. Но сотрудник ГИБДД вряд ли сможет определить таковое «на глаз», поэтому человек самостоятельно принимает решение — можно ехать или нельзя.

Что касается черепно-мозговых травм, все зависит от того, приводят ли они к неврологическим проблемам. Если да, то водитель не сможет получить права категорий C, CE, D, DE, Tm/Tb. Легковых автомобилей этот запрет не касается.

В случае же с проблемами с опорно-двигательным аппаратом, практически всегда приходится менять конструкцию машины.

Если одна нога короче другой, конечность полностью отсутствует, произошел паралич или существенно нарушена двигательная активность, одна из педалей переносится выше для возможности ручного управления.

Как инспектор узнает, какие болезни есть у водителя

Обнаружить болезнь официально могут в 2 случаях:

Если болезнь проявилась до зачисления в автошколу, человек просто не сможет пройти обучение, и соответственно получить права. Медицинская справка является одним из обязательных документов, которые подаются при оформлении на автомобильные курсы.

Если же симптомы опасного недуга стали явными после получения водительского удостоверения, то инспектор сможет их обнаружить только лично.

Однако, его подозрения не могут быть веским основанием для того, чтобы направить человека на принудительное медицинское освидетельствование.

  1. Во время прохождения медицинской комиссии, необходимого для замены водительских прав по прошествии 10-летнего срока действия.
  2. При мед. обследовании, проводимом вследствие получения новых прав после их лишения по статьям 12.26, 12.27 и 12.8.

Если врачи выявят противопоказания, они не выдадут справку, которая позволит управлять автомобилем.

Если же будут выявлены болезни с «особым» статусом, то в ГИБДД будущий водитель сможет получить права только определенной категории (при наличии ограничений для иных).

При имеющихся проблемах со зрением в удостоверении просто ставится отметка о необходимости ношения очков или линз. Их отсутствие при проверке сотрудником ГИБДД будет причиной для выписки штрафа.

Какой штраф предусматривается за вождение при наличии опасных заболеваний?

По части 1 статьи 12.7 КоАП предусмотрено наказание в размере от 5 до 15 тысяч рублей за управление автомобилем при наличии противопоказаний, ограничений и особых указаний. Инспектор определяет тяжесть нарушения, учитывает смягчающие обстоятельства, исходя из чего выносит вердикт, касательно размера материального наказания. Штраф неминуемо будет выписан, если:

  • есть зафиксированные медицинские противопоказания и соответственно нет прав;
  • есть ограничения для конкретной категории, и водитель находится за рулем авто, подпадающего под эту категорию;
  • есть отметка о необходимости ношения линз или очков, а водитель ею пренебрег.

ГИБДД не могут предъявлять претензии к медицинским работникам, потому что в их полномочия не входит проверка достоверности справок.

Поэтому отвечать за то, что информация в документе не соответствует действительности, будет только сам водитель. Не стоит надеяться на везение и полагаться на случай.

При наличии противопоказаний, разумнее отказаться от вождения вовсе и не подвергать опасности окружающих.

Как пройти медкомиссию на водительские права: подробная инструкция

Водительские права при форме дцп

Разберёмся с понятиями. Медкомиссия для ГИБДД — это процедура, когда кандидата в водители или обладателя прав проверяют на отсутствие противопоказаний к управлению автомобилем.

Медицинская справка на права — официальный документ, который свидетельствует, что конкретное лицо может управлять автомобилем или иным транспортом. Это документ установленного образца 003-В/у. Его выдают после прохождения медкомиссии и с ним человек идёт учиться в автошколу или получать новые права в ГИБДД. Срок действия — 1 год со дня выдачи. 

Каких врачей предстоит посетить

Участие в дорожном движении — дело ответственное и потенциально опасное. Каждый водитель должен пройти медосмотр. В ходе процедуры необходимо выяснить, есть ли у человека заболевания, физические или психические отклонения, вредные привычки, которые влияют на внимательность и могут привести к ДТП.

Будущего автолюбителя осматривают окулист, психиатр, нарколог и врачи других направлений. До 1 января 2022 года порядок получения медицинской справки остаётся прежним. Минздрав РФ решил не вводить обязательные для всех тесты на хроническое злоупотребление алкоголем и наркотиками. Вместо этого рассматривают иные методы тестирования, которые не повлияют на стоимость медкомиссии.

Ранее планировалось проверять кровь на наличие маркера CDT, который есть у людей с алкогольной зависимостью, а также на опиаты, барбитураты и другие наркотические и психотропные вещества.

Такие тесты занимают много времени и стоят немалых денег. К тому же ряд экспертов считает, что некоторые из них не могут напрямую доказать наличие хронической зависимости.

Вопрос до сих пор прорабатывается на государственном уровне.

Кому нужно проходить водительскую медкомиссию

Не все водители должны идти на медкомиссию. Процедура обязательна перед получением прав в следующих случаях:

  • Первое оформление водительских прав. Медсправку на удостоверение водителя требуют уже в автошколе перед началом учебных занятий.
  • Получение прав на новую категорию транспорта. Даже если вы водитель со стажем и планируете обучиться на категорию А (мотоцикл), медкомиссию всё равно придётся пройти заново.
  • Наличие старых прав. Замена прав происходит по истечении 10 лет. Возможна для тех, кого не останавливали в состоянии алкогольного опьянения и кто не отказывался пройти медицинское освидетельствование.
  • Осложнения здоровья, которые могут повлиять на способность управлять транспортом. Проверить, находитесь ли вы в группе людей с противопоказаниями, можно здесь.
  • Лишение прав из-за вождения в пьяном виде или отказа пройти проверку на алкогольное или наркотическое опьянение. Есть и другие действия, в результате которых могут забрать права. Во всех случаях при подаче на новое удостоверение нужно получить документ у докторов.
  • Трудоустройство водителем общественного или другого вида транспорта. Работающие шофёры должны проходить медкомиссию один раз в год.

Водительскую медкомиссию проходить не нужно, если вы:

  • Сменили фамилию или имя.
  • Потеряли удостоверение или его украли.
  • Испортили внешний вид своих прав.
  • Получаете международные права.

Куда обращаться за справкой для вождения

Показаться врачам при получении справки 003-В/у можно в любой медицинской организации, у которой есть лицензия на проведение водительской медкомиссии. Это может быть районная поликлиника или частный медицинский центр.

Необходимо помнить следующее. Чтобы получить права по категории А, А1, В, В1, M, BE, нужно оформить заключение у следующих специалистов:

  • психиатра;
  • нарколога;
  • терапевта;
  • офтальмолога.

Обычно медсправку от психиатра и нарколога оформляют только в районных психоневрологическом и наркологическом диспансерах строго по месту получения временной регистрации или постоянной прописки.

Сегодня многие частные медицинские центры официально предлагают пройти всю процедуру в одном месте. Но временная регистрация для иногородних и в этом случае нужна. Иначе придётся ехать по месту прописки за бумагой, что не состоишь на учёте в местных диспансерах.

Перед визитом в медучреждение поинтересуйтесь, входит ли в услугу осмотр нарколога и психиатра или необходимо прийти уже с готовыми справками из диспансеров для получения формы 003-В/у.

Медкомиссию можно пройти и в поликлинике, к которой вы прикреплены. Вам понадобятся результаты флюорографии, данные о группе крови и резус-факторе. Справку оформляют в сроки от одного до семи дней.

Какие документы потребуются

Куда бы вы ни обратились, в любом медицинском учреждении у вас попросят:

  • паспорт гражданина РФ;
  • временную регистрацию, если вы из другого города или государства.

В поликлинике и диспансерах у мужчин также запрашивают военный билет или приписное свидетельство для военнообязанных с 18 до 27 лет. По закону этот документ не является обязательным. Он нужен врачам для того, чтобы проверить девятый пункт военного билета, а именно наличие травмы головы или контузии. Такие обстоятельства тоже могут повлиять на возможность управлять транспортом.

Дополнительно запрашивают:

  • старые права или справку из автошколы с нужной категорией транспорта;
  • предыдущую медицинскую справку на водительское удостоверение (у профессиональных водителей).

Как проходит медкомиссия

Обычно процесс получения справки на водительское удостоверение происходит в таком порядке:

  1. Психоневрологический диспансер
    • Вы приходите в диспансер в то время, когда выдают заключения для водителей. Дни и часы можно посмотреть на сайте учреждения.
    • Подаёте документы, оплачиваете местную медсправку в кассе (не путать с медицинской справкой на права по форме 003-В/у), заполняете анкету и договор на оказание платных услуг.
    • Проходите обследование у психиатра.
    • Если вы не состоите на учёте в местном диспансере и не вызываете вопросов у врача, он выписывает справку. Специалист может направить вас на дополнительное обследование к неврологу или попросить пройти ЭЭГ (электроэнцефалограмму).
  2. Наркологический диспансер — тот же порядок, что и в психоневрологическом диспансере.
  3. Медицинское учреждение, где будете получать справку на права 003-В/у
    • Проходите осмотр терапевта и офтальмолога по категориям А, А1, В, В1, M, BE и дополнительных специалистов по другим категориям.
    • Оформляете карточку, куда заносят данные справок из диспансеров и заключения остальных врачей. Карточка остаётся в клинике.
    • Получаете справку, что вы можете управлять транспортным средством по конкретной категории.

Сколько стоит пройти медкомиссию

Вся процедура прохождения комиссии не входит в полис ОМС, поэтому за неё придётся заплатить. Цена зависит от региона, категории прав и дополнительных требований к процедуре (например, пройти ЭЭГ).

В платных медицинских центрах Москвы и Санкт-Петербурга стоимость медицинской справки составит 1 500–2 000 рублей. Если проходить там весь осмотр целиком, в том числе как замену диспансерам, цена возрастает.

В поликлинике за медкомиссию попросят около 1000 рублей.

Отдельно понадобится заплатить за справки из диспансеров. Заключение психиатра и нарколога стоит в среднем от 600 рублей каждое.

Прохождение медкомиссии: с какими препятствиями можно столкнуться

Ограничения по здоровью. Управлять автомобилем можно даже если отсутствует одна нога или не видит один глаз, но нельзя при эпилепсии, психических расстройствах или при приёме психотропных веществ. С допустимыми отклонениями по зрению не забудьте взять на медкомиссию очки или надеть линзы.

Нет временной регистрации. Если вы получаете медсправку не по месту прописки, чтобы не ехать в свой город за выписками из местных диспансеров, можно оформить доверенность у нотариуса, попросить родственников или знакомых получить выписки за вас и переслать по почте.

На руках нет военного билета. Этот документ не является обязательным. Но его может попросить врач-психиатр, чтобы проверить наличие травм или болезней во время службы.

Если вы не готовы его предоставить, ссылайтесь на договор о платном оказании услуг, а также направляйте досудебную претензию руководству диспансера или клиники.

Мотивируйте это тем, что вам отказывают в приёме, хотя вы за него заплатили.

При беременности. Перед процедурой медкомиссии пройдите осмотр у гинеколога и получите справку об отсутствии противопоказаний для вождения.

Упростит ли задачу электронная запись

Москвичи с постоянной регистрацией в столице могут записаться на водительскую медкомиссию онлайн на официальном сайте мэра Москвы. Пройти всю процедуру и получить справку можно в одном медучреждении. Необходимо быть старше 18 лет, иметь при себе паспорт и полис ОМС, не состоять на учёте у психиатра и невролога. Стоимость услуги — 3 300 рублей.

Заключение

Какой способ пройти водительскую медкомиссию вам подходит, тем и воспользуйтесь. Оптимальный вариант по срокам и стоимости — самостоятельно пройти осмотр в психоневрологическом и наркологическом диспансерах и получить справку в частном медицинском центре. Можно подобрать учреждение недалеко от дома и поинтересоваться насчёт дополнительных скидок.

Серьёзные хронические заболевания могут стать препятствием для получения водительских прав, поэтому не запускать проблемы со здоровьем на самотёк. А проконсультироваться с нужным специалистом можно и онлайн — например через приложение Smartmed.

Скачать

  • Общество
  • Здоровье
  • Госуслуги

Расскажите друзьям об этом материале:

Право на права: может ли человек с инвалидностью быть таксистом

Водительские права при форме дцп

Агрегаторы активно привлекают людей с ограниченными возможностями по здоровью (ОВЗ) к пассажирским перевозкам не только в столице, но и по всей России. Однако такие водители нередко сталкиваются с недопониманием со стороны клиентов. Подобный случай недавно произошел в Краснодаре, где пассажирка пожаловалась на таксиста с нарушением слуха.

История приобрела широкую огласку, и «Яндекс.Такси» временно отстранил его от работы. Сейчас запрет снят, молодой человек может вернуться за баранку такси. По словам опрошенных «Известиями» экспертов, люди с ОВЗ имеют право водить личный автомобиль, но не каждый из них может быть таксистом.

При этом сейчас только в Москве в сфере извоза работает свыше 250 таких водителей.

«Шторит и мажет»

1 февраля в интернет попало видео, снятое пассажиркой такси из Краснодара. На нем женщина отчитывает водителя за неадекватное, по ее словам, поведение. Он неоднократно нарушил правила дорожного движения во время поездки и не выполнил ее просьбу остановить автомобиль по первому требованию, сообщала пассажирка.

Женщина предполагала, что водитель был пьян или находился под действием наркотических веществ, поэтому и записала разговор с ним на видео.— Ты едешь, тебя шторит по дороге, мажет! Понимаешь? Я жить хочу, меня дети дома ждут, — восклицает она на видеозаписи.

Позже выяснилось, что водитель такси 28-летний Евгений Широкий имеет третью степень инвалидности и не был ни под наркотиками, ни в алкогольном опьянении. Об этом сообщил его коллега, начальник автоколонны в краснодарском таксопарке Егор Клименко.

Предположения участников дискуссии, разгоревшейся в Сети, что водитель страдает ДЦП и именно поэтому не смог сразу отреагировать на просьбу пассажирки, Егор Клименко опроверг.

— Сразу скажу, у парня не ДЦП, он слабослышащий, на это есть подтверждающие документы, — сказал он. — Мы регулярно приглашаем на работу людей с нарушениями слуха. Сейчас у нас работает 15 человек с ограничениями по здоровью.

Несмотря на то что видео, снятое женщиной, уже удалило большинство пабликов в соцсетях, оно успело вызвать широкий резонанс. Комментаторы под постами разделились на два лагеря: кто-то заступался за пассажирку, обращая внимание на опасность проезда с инвалидом.

Другие, напротив, выражали сочувствие парню и призывали наказать женщину за клевету. Многие также задавались вопросом, позволено ли в целом водителям с инвалидностью заниматься извозом.

На время проверки инцидента «Яндекс.Такси» временно блокировал водителя-инвалида из Краснодара, но в данный момент запрет на пользование сервисом уже сняли, рассказал «Известиям» Егор Клименко. К тому же из-за огласки появилось много добровольцев, которые поддерживают водителя как морально, так и материально. И даже собирают ему деньги на собственный автомобиль.

Не каждому даны

Закон не запрещает людям с инвалидностью пользоваться личным автомобилем. Всё, что для этого нужно, — пройти медицинское освидетельствование и сдать на права. Однако получить водительское удостоверение смогут далеко не все люди с ОВЗ, рассказал «Известиям» председатель правления Союза автошкол России Александр Ачкасов.

— Существует перечень болезней, с которыми сдать на права не получится. Нужна справка от водительской медицинской комиссии, подтверждающая, что человек может управлять автомобилем, тогда он может пройти обучение и сдать экзамены на получение водительского удостоверения, — подчеркнул он.

В перечень медицинских противопоказаний к вождению, согласно постановлению правительства РФ № 1604, входят расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, психические и невротические отклонения, умственная отсталость, эпилепсия, ахроматопсия, слепота обоих глаз и другие.

При этом, чтобы человеку с ОВЗ стать таксистом, одного лишь наличия прав недостаточно, рассказал «Известиям» депутат Госдумы, председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев.

— В каждом случае нужно подходить индивидуально, поэтому очень важна роль как медико-социальной экспертизы, так и служб занятости. Эксперты должны видеть потенциальные возможности человека.

Но в целом люди с инвалидностью могут быть представлены в любых сферах занятости, которые позволены им по состоянию здоровья, — отметил он.В пресс-службе «Яндекс.Такси» рассказали, что сотрудничают со слабослышащими водителями, которые трудоустроены в таксопарках или являются индивидуальными предпринимателями.

Таких парков в крупных городах по всей России более 130.— Требования к потенциальным водителям стандартны: стаж вождения должен быть не менее трех лет, а также необходимо прохождение обучающего видеокурса, который поможет быстрее разобраться с правилами сервиса, — отметили в пресс-службе.

Там также уточнили, что в пользовательском приложении Яндекс Go есть уведомление, что на заказ приедет глухой или слабослышащий водитель.

Таксист по праву

Все работодатели при найме слабослышащих людей на работу опираются на приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н в новой редакции, в котором нет прямого запрета на работу с сфере такси для инвалидов по слуху, рассказал «Известиям» начальник отдела образования и трудоустройства аппарата Всероссийского общества глухих (ВОГ) Дмитрий Алексеевских.

— Благодаря этому приказу последние два-три года много глухих ребят начали трудиться в сфере такси. Они подключаются к известным агрегаторам и успешно работают. Есть также люди с нарушениями слуха, которые создают юрлица по предоставлению услуг такси.

У некоторых таких предпринимателей только в Москве работает более 250 людей с нарушениями слуха, — рассказал эксперт ВОГ.

А вот в профсоюзе таксистов к привлечению людей с инвалидностью относятся с недоверием. Как сообщил «Известиям» председатель координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист», член общественного совета Минтранса России Андрей Попков, профессиональная деятельность водителя-инвалида вообще запрещена по закону.

— Такой человек просто не пройдет медкомиссию. Инвалиды могут пользоваться своим автомобилем, но не работать на нем. Перевозка пассажиров сопряжена с угрозой жизни, поэтому нельзя допускать человека с ОВЗ к такому виду деятельности, — отметил эксперт.

«Известия» направили запросы в Минздрав и Минтруд с просьбой прояснить норму закона в отношении водителей-инвалидов. В Минтруде сообщили, что если у гражданина нет ограничений по здоровью, которые препятствовали бы управлению автомобилем, и он прошел обязательные профосмотры, то он может трудиться в такси.

Сам по себе факт наличия инвалидности ограничением для работы в такси не является.

Предупреждайте заранее

Существует и другая проблема привлечения инвалидов к работе в такси, отметила правозащитник в сфере легкового такси «Общество синих ведерок» Елена Гращенкова.

— Права пассажира такси защищены законом о защите прав потребителя, поэтому он имеет право на получение безопасной услуги и достоверной информации о ней.

В случае если ему предлагается приобрести услугу перевозки через агрегатора, пассажир должен быть заранее уведомлен продавцом, что у водителя имеется инвалидность, чтобы он мог принять самостоятельное решение, ехать или отказаться от поездки, — считает она.

Если же агрегатор скрыл от пассажира важную информацию о приобретаемой услуге, он по жалобе пассажира может быть оштрафован Роспотребнадзором на сумму до 100 тыс. рублей.

А если это стало причиной тяжких последствий, будет возмещать пассажиру весь причиненный ущерб, подчеркнула эксперт.

Также на автомобиле, которым управляет водитель-инвалид, обязательно должен быть соответствующий знак, сообщили «Известиям» в Госавтоинспекции.

О законе и правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: